ВУЗы и полигоны

Ярославскому высшему зенитному ракетному училищу противовоздушной обороны 60 лет

На сегодня ЯВЗРУ ПВО является базовым военно-учебным заведением ВС РФ, осуществляющим подготовку специалистов для ЗРВ ВВС и зенитных ракетных частей ВМФ по ЗРС С-300 различных модификаций, ЗРС С-400
Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны (ЯВЗРУ ПВО) 15 октября 2011 г. отмечает свое шестидесятилетие.

Выбор места дислокации училища, на наш взгляд, не случаен. Ярославская земля всегда была щедрой на военные таланты. Здесь родились великие русские полководцы Александр Невский и адмирал Федор Ушаков. Она дала армии одного из лучших военных инженеров XIX в. генерал-лейтенанта А. З. Теляковского. В Ярославле получал военное образование легендарный командарм Гражданской войны М. С. Матиясевич. Ярославцами являются Маршалы Советского Союза В. К. Блюхер, Ф. И. Толбухин, командармы Великой Отечественной войны генерал армии П. И. Батов, генерал-полковники В. И. Виноградов, Ф. И. Труфанов, М. Н. Шарохин, генерал-лейтенанты С. Н. Красильников, К. Ф. Николаев, Ф. М. Харитонов, конструкторы знаменитого танка Т-34 М. И. Кошкин и минометного вооружения Б. И. Шавырин и многие другие. Именно в Ярославском стрелковом полку еще в 1923 г. начинал свою командирскую службу прославленный военачальник и герой Великой Отечественной войны генерал-майор И. В. Панфилов.

С момента своего основания ЯВЗРУ ПВО располагается в старинных исторических зданиях архитектурного ансамбля Ярославского кадетского корпуса, построенного по указу императрицы Екатерины II.

С тех пор, вот уже более 200 лет, здесь размещаются воинские части и учреждения в основном образовательного характера. В дореволюционный период это батальоны кантонистов, преобразованные в училища Военного ведомства, на смену им пришли военные прогимназии и военные школы, а в предреволюционный период – Ярославский кадетский корпус. Следует отметить, что из стен корпуса вышло немало талантливых и известнейших людей, прославивших наше Отечество. Среди них выдающийся писатель и ученый России Леонид Павлович Сабанеев, начальник Морских сил РККА Михаил Владимирович Викторов.


Начальник Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО, генерал-майор, кандидат технических наук, доцент Владимир Михайлович Мартынов
Фото: ЯВЗРУ ПВО

В послереволюционные годы вплоть до образования училища в зданиях Кадетского корпуса размещались последовательно подразделения 52-го Ярославского стрелкового полка, интендантское, Новгород-Волынское военно-пехотное училище, которое впоследствии было переименовано в Ярославское военно-пехотное училище, дважды Краснознаменное военно-политическое училище, передислоцированное из Москвы. Выпускники всех этих училищ вписали немало ярких страниц в дело вооруженной защиты родного Отечества, особенно в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы в мире быстрыми темпами совершенствуются средства ведения вооруженной борьбы, в том числе средства воздушного нападения. Все более широкое применение находит сверхзвуковая реактивная авиация. Сдерживать воздушного противника были призваны Войска противовоздушной обороны, которые начали интенсивно оснащаться новым видом вооружения – зенитными ракетными комплексами. Перед подразделениями и частями Войск ПВО встала задача их освоения и при необходимости – эффективного применения. Для решения этой задачи потребовались соответствующие специалисты.

В августе 1951 г. согласно директиве Генерального штаба ВС СССР № ОРГ/10/675527 от 30 июня 1951 г. на базе расформированного военно-политического училища создается Ярославское военно-техническое училище Войск ПВО страны под условным наименованием «Войсковая часть 71543». 14 октября 1951 г. состоялось торжественное собрание, посвященное открытию училища, а 15 октября – первый учебный день. Эта дата и стала ежегодным праздником – Днем училища.

В развитии училища можно выделить три этапа:

  • 1951–1971 – среднее военно-учебное заведение со сроком обучения 3 года;
  • 1971–1993 – высшее военно-учебное заведение со сроком обучения 4 года;
  • с 1993 г. по настоящее время – высшее военно-учебное заведение со сроком обучения 5 лет.

На первом этапе развития училищем последовательно командовали полковник Л. Н. Меднов (1951), генерал-майоры Н. Я. Грабовский (1952–1954), В. Д. Годун (1954–1958), В. Т. Рачковский (1958–1961), М. А. Фоминский (1958–1970). Все они являлись участниками Великой Отечественной войны, имели богатый войсковой опыт.

Первый штат училища включал отделы, службы и учебные циклы, задачами которых были организация жизнедеятельности учебного заведения и проведение учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы.

Преподавательский состав набирался из войск, других учебных заведений Войск ПВО страны. Основу преподавательского коллектива составляли офицеры – участники Великой Отечественной войны, имевшие боевой опыт и опыт службы в войсках, однако не изучавшие и не эксплуатировавшие совершенно новую по тем временем зенитную ракетную технику. Дело в том, что перед училищем была поставлена задача – в кратчайшие сроки приступить к подготовке офицеров-техников по наземному стартовому и бортовому оборудованию зенитных управляемых ракет зенитной ракетной системы С-25 «Беркут».

Для решения данной задачи предстояло в короткие сроки разработать и создать необходимую учебно-материальную базу – специализированные классы, лаборатории, наглядные пособия, карты, схемы и лабораторные установки. При этом было немало трудностей: достаточно сказать, что даже техника, предназначавшаяся для изучения курсантами, была получена лишь спустя несколько месяцев после начала занятий.

Набор курсантов осуществлялся из числа гражданской молодежи со сроком обучения три года и из числа военнослужащих, проходивших службу в Вооруженных Силах по приказу военного министра, со сроком обучения девять и одиннадцать месяцев – по ускоренной программе. 16 марта 1952 г. в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1951 г. училищу было вручено Боевое знамя.

С 1953 г. наряду с подготовкой курсантов в училище организуются сборы офицеров и сверхсрочнослужащих со сдачей ими экзаменов за полный курс обучения. Введение системы экстерната в обучении позволило многим офицерам и сверхсрочнослужащим, имеющим опыт практической работы на технике, повысить уровень своего образования без отрыва от службы.

1954 г. – особая веха в жизни училища: первый выпуск молодых офицеров-ракетчиков, прошедших полный трехгодичный курс обучения. Всем выпускникам приказом министра обороны присвоено воинское звание «Техник-лейтенант» по двум специальностям – «Техник по материальной части снаряда, двигательных установок и наземному оборудованию» и «Техник по приборам управления». Это был первый выпуск офицеров-ракетчиков, изучавших зенитную ракетную систему «Беркут».

В училище стал складываться квалифицированный преподавательский и командный состав. Сложность его становления затруднялась частой модернизацией изучавшейся техники. Более того, в 1953 г. наряду с созданием стационарной ЗРС С-25 началась разработка подвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия, получившей впоследствии наименование С-75 «Двина». На училище была возложена новая задача по подготовке офицеров-специалистов этого профиля.

Командование училища, особенно в период становления, уделяло большое внимание налаживанию связей с войсками и в первую очередь с частями и подразделениями Московского округа противовоздушной обороны. На базе училища для офицеров частей и подразделений Войск ПВО страны организуются краткосрочные курсы по изучению материальной части ракет и стартового оборудования. Преподавательский состав принимал участие в тактических учениях с подразделениями зенитных ракетных войск (ЗРВ), выезжал в войска для изучения опыта боевой подготовки подразделений и частей, эксплуатации вооружения и военной техники.


Личному составу училища предоставлена высокая честь участвовать в парадах войск на Красной площади, посвященных Дню Победы
Фото: ЯВЗРУ ПВО

В 1956 г. состоялся первый выпуск офицеров-специалистов по системе «Двина». О высоком качестве подготовки выпускников свидетельствует опыт боевого применения зенитной ракетной системы «Двина» и ее модификаций по самолетам – нарушителям воздушных границ нашей страны и Китайской Народной Республики в 1959–1960 гг., а также в боевых действиях против авиации США в Демократической Республике Вьетнам и на Ближнем Востоке. Во всех этих военных конфликтах выпускники училища проявили себя грамотными специалистами, многие из них были награждены высокими правительственными наградами.

Одновременно с проведением учебных занятий преподавательский состав привлекался к разработке документов, составляющих основу боевой подготовки ЗРВ Войск ПВО страны. Первые документы представляли модификацию документов зенитной артиллерии применительно к новой технике. В соответствии с приказом главнокомандующего Войсками ПВО страны в 1959 г. началась работа по созданию наставлений, курсов стрельб, инструкций, учебных пособий по изучению и боевому применению новой техники.

Разработанные и изданные с участием преподавателей училища боевые документы поступили в войска и стали основой для эксплуатации и боевого применения зенитного ракетного вооружения. Естественно, в кратчайшие сроки эти документы внедрялись в учебный процесс.

Принятие на вооружение в 1961 г. маловысотного зенитного ракетного комплекса С-125 «Нева» повлекло за собой перестройку системы подготовки офицеров-зенитчиков. Подготовка специалистов по наземному и бортовому оборудованию ЗУР системы «Нева» была поручена нашему училищу. Впоследствии долгие годы училище специализировалось на подготовке специалистов именно по этой системе.

В октябре 1965 г. Ярославское военно-техническое училище Войск ПВО страны было переименовано в Ярославское радиотехническое училище Войск ПВО страны. В это же время училище принимает курсантов из Одесского зенитного артиллерийского училища Войск ПВО страны, обучавшихся там по командно-техническому профилю ЗРК «Десна».

Естественно, расширилась номенклатура специальностей, по которым осуществлялась подготовка специалистов в училище. В 1966 г. наряду с существующими были открыты новые специальности: по боевому применению и эксплуатации радиотехнических средств управления для зенитных ракетных комплексов малой и средней дальности.

В апреле 1968 г. училище переименовано в Ярославское зенитное ракетное училище ПВО. К концу 1960-х гг. училище сформировалось как полноценное военно-учебное заведение с высоким уровнем учебно-воспитательного процесса. Не случайно училищу было доверено в эти годы оказать интернациональную помощь в подготовке национальных военных кадров для народной армии Кубы и Войска Польского.

Второй этап развития училища связан с переходом на подготовку специалистов с высшим военно-специальным образованием. Это было обусловлено складывающейся к тому времени внешнеполитической обстановкой. Продолжающаяся эскалация агрессии США во Вьетнаме, военные действия на Ближнем Востоке наглядно демонстрировали широкое применение авиацией различных средств и приемов для преодоления ПВО, прежде всего для снижения эффективности действий ЗРВ. Опыт боевых действий неуклонно требовал повышения уровня инженерно-технической подготовки офицерских кадров.

Приказом министра обороны и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил от 9 июля 1971 г. Ярославское зенитное ракетное училище ПВО было переведено в разряд высших военно-учебных заведений и переименовано в Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО со сроком обучения четыре года и уровнем военного образования для выпускников – высшим военно-специальным.

В этот период коллективом училища руководили генерал-лейтенант Е. П. Орел (1970–1980), генерал-майоры Г. Ф. Рылеев (1980–1985), Л. И. Климов (1985–1987), В. Н. Хозяинов (1987–1991). Все они имели богатый войсковой опыт, занимали до прибытия в училище командные должности оперативно-тактического уровня, а генерал-лейтенант Е. П. Орел и генерал-майор Г. Ф. Рылеев были участниками Великой Отечественной войны. Особо хотелось бы отметить заслуги генерал-лейтенанта Е. П. Орла и руководимого им коллектива училища в период становления училища как высшего военно-учебного заведения.

Не случайно плодотворная работа коллектива училища в этот период была по достоинству оценена руководством страны. В 1972 г. за высокие показатели в подготовке офицерских кадров, достигнутые успехи в соревновании в ознаменование 50-летия образования нашего государства, училище награждено Юбилейным почетным знаком. Приказом министра обороны Союза ССР от 4 ноября 1977 г. за успехи в обучении курсантов и в ознаменование 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции Ярославскому высшему зенитному ракетному командному училищу ПВО присвоено имя 60-летия Великого Октября. Оно стало именоваться Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище противовоздушной обороны имени 60-летия Великого Октября.

Перевод училища в разряд высших учебных заведений потребовал пересмотра программ обучения в сторону фундаментальной естественно-научной и общепрофессиональной подготовки, коренной модернизации учебно-материальной базы. Именно в семидесятые годы училище приобрело контуры сегодняшнего лица.

В плане перевода училища в высшее предусматривалось преобразование циклов и создание 12 кафедр, являющихся учебно-научными подразделениями. На должности начальников кафедр были назначены офицеры, имеющие опыт научной и педагогической работы, в том числе в высших военно-учебных заведениях.

В этот период велась серьезная работа по комплектованию кафедр преподавателями, доукомплектовывались офицерским составом дивизионы и лаборатории. На преподавательские должности и должности командиров подразделений курсантов были отобраны, а затем и назначены офицеры, имевшие отличную общеобразовательную подготовку, опыт эксплуатации и боевого применения зенитного ракетного вооружения.

Всесторонне изучался и учитывался положительный опыт работы ведущих высших военно-учебных заведений ПВО страны. С этой целью группы офицеров-преподавателей были командированы в Военно-инженерную радиотехническую академию ПВО им. Л. А. Говорова, Военную командную академию ПВО им. Г. К. Жукова, Военно-политическую академию им. В. И. Ленина, Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО. Необходимо отметить, что Военно-инженерная радиотехническая академия ПВО имени Л. А. Говорова оказала весомую помощь училищу в комплектовании преподавательских должностей офицерами, в том числе имеющими ученые степени кандидатов технических наук.


С 1993 г. ЯВЗРУ ПВО повысило свой статус и перешло на подготовку специалистов с пятилетним сроком обучения
Фото: ЯВЗРУ ПВО

Огромная работа проведена по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы училища. На общеобразовательных кафедрах создаются своими силами и разворачиваются в кратчайшие сроки лаборатории электро- и радиотехники, автоматики и вычислительной техники, радиолокации и радиоэлектронной борьбы. Кафедры материальной части основное внимание уделяют созданию специализированных классов с развернутыми в них элементами зенитного ракетного вооружения.

Активизировалась работа по совершенствованию полевой базы на учебном полигоне. Были оборудованы не только городки для общевоенной подготовки курсантов, но и позиции для развертывания реальной боевой техники. Проведенный комплекс инженерно-строительных мероприятий, размещение вооружения и военной техники на учебном полигоне позволили повысить качество тактической и полевой выучки курсантов.

Этим не ограничилось руководство училища в усилении практической направленности подготовки будущих офицеров. Глубоко понимая, что высшей формой полевой выучки курсантов являются тактические учения, позволяющие практически готовить будущих офицеров-ракетчиков к ведению современного противовоздушного боя, в 1989 г. было принято решение об участии курсантов выпускного курса в тактических учениях с боевой стрельбой на государственном полигоне. Особенностью проведенных в 1989–1991 гг. тактических учений было то, что сформированные подразделения убывали на полигон с собственной материальной частью. Однако с 1992 г. и в течение ряда лет в силу известных обстоятельств тактические учения с боевой стрельбой не проводились.

Третий этап развития училища совпал по времени с коренным переустройством политической системы государства, что привело в начале 90-х годов прошлого столетия к существенным переменам в жизни училища. На этом этапе училище возглавил генерал-майор А. К. Кротов, прибывший с должности командира соединения ПВО. Командованию училища приходилось организовывать жизнедеятельность училища в условиях постоянного недофинансирования. И это происходило в условиях серьезнейших перемен в системе военного образования. Достаточно сказать, что с 1993 г. училище повысило свой статус и перешло на подготовку специалистов с пятилетним сроком обучения.

Переход на новые сроки обучения курсантов и уточнение перечня специальностей и специализаций их подготовки сопровождались изменениями в структуре училища: вводится факультетская система организации образовательного процесса, для выпускников – квалификационная работа в форме дипломного проекта или дипломной работы.

В период с 1990 по 1998 г. в училище приняты для дальнейшего обучения курсанты расформированных Орджоникидзевского ВЗРКУ ПВО (1990), Энгельcского ВЗРКУ ПВО (1994) и Нижегородского ВЗРКУ ПВО (1998). С этого времени училище является единственным вузом, готовящим специалистов для ЗРВ ПВО.

С 1994/95 учебного года училище приступило к подготовке специалистов для ЗРВ по профилю многоканальных мобильных зенитных ракетных систем С-300 различных модификаций. Это потребовало колоссальных усилий командования, преподавательского состава, отделов и служб в совершенствовании учебного процесса, так как ЗРС С-300 по принципам построения и элементной базе существенно отличается от ранее изучавшихся ЗРК.

С 1996 г. в училище начата подготовка специалистов по АСУ ЗРВ, для чего в его штат вводится кафедра автоматизированных систем управления. Все это накладывало отпечаток на планирование и организацию образовательного процесса, требовало от коллектива училища дополнительных усилий по обустройству жизни и быта вновь принятых курсантов, их адаптации к особенностям образовательного процесса.


Главная задача училища – качественное выполнение кадрового заказа на подготовку офицеров ЗРВ с высшим военно-профессиональным образованием, с уровнем обученности, соответствующим государственным образовательным стандартам
Фото: ЯВЗРУ ПВО

Одной из важнейших задач в проводимом реформировании образовательного процесса в училище считалось сохранение и укрепление его научно-педагогического и научного потенциала. В 1997 г. училище получило лицензию на право ведения дополнительного послевузовского профессионального образования в рамках очной адъюнктуры по специальности «Военная электроника, системы и средства опознавания, аппаратура комплексов военного назначения».

С этого времени появилась возможность готовить научно-педагогические кадры собственными силами. Подготовку в адъюнктуре прошли более 50 офицеров, большинство из которых защитили по ее окончании диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. С тех пор уровень укомплектованности преподавательского состава училища лицами с учеными степенями и (или) званиями неуклонно повышается.

С августа 1998 г. постановлением правительства РФ № 1009 училище было преобразовано в Ярославский зенитный ракетный институт ПВО.

С апреля 2000 г. институт возобновил проведение тактических учений курсантов-выпускников с боевой стрельбой. По сравнению с прошлыми годами условия их проведения значительно усложнились. Новые ракеты-мишени более адекватно имитировали полет средств воздушного нападения вероятного противника, вплоть до траекторий полета оперативно-тактических ракет. Для успешного выполнения учебно-боевых задач потребовалось повысить эффективность предварительной подготовки – отбор боевых расчетов командного пункта (КП) полка, КП группы дивизионов и зенитных ракетных дивизионов стал проводиться на конкурсной основе.

Продолжалась работа по укреплению научного потенциала кафедр. В декабре 2000 г. была успешно завершена работа по созданию при училище регионального диссертационного совета с участием представителей Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова и Института микроэлектроники и информатики Российской академии наук. Приказом министра образования РФ был утвержден состав совета и разрешено проведение защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по двум научным специальностям: «Военная электроника. Аппаратура комплексов военного назначения» и «Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения». Это событие оказало серьезное влияние на эффективность работы адъюнктуры – в этом же году состоялись первые защиты диссертаций в совете.

В 2002 г. правительством России принята федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 г.», предусматривающая постоянное совершенствование профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса в условиях модернизации Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с требованиями федеральной программы главными задачами училища становятся качественное выполнение кадрового заказа на подготовку офицеров ЗРВ с высшим военно-профессиональным образованием, с уровнем обученности, соответствующим государственным образовательным стандартам, квалификационным требованиям к выпускникам и современным требованиям войск, обеспечение необходимых условий организации образовательного процесса с учетом перспективы создания профессиональной армии.

С этого времени военно-учебные заведения осуществляют подготовку курсантов в рамках соответствующей гражданской специальности и проходят процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации на общих для всех высших учебных заведений условиях. Первый раз такую процедуру институт успешно выдержал в 2004 г.

С 9 июля 2004 г. по распоряжению правительства РФ № 937Р название учебного заведения вновь изменилось: оно стало называться Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО (военный институт). В 2005 г. я приступил к исполнению обязанностей начальника училища, прибыв сюда с должности начальника штаба соединения ВВС и ПВО.

Перед коллективом училища мной была поставлена задача в кратчайшие сроки повысить профессиональный уровень выпускников, привести его в соответствие требованиям сегодняшнего дня. Акцент был сделан на усиление личной ответственности курсантов, командиров курсантских подразделений, а также преподавательского состава за качество своего труда. К руководству структурными подразделениями пришли инициативные, высокопрофессиональные руководители, имеющие за плечами богатый армейский опыт. Все это помогло училищу получить в 2008 г. высокую оценку со стороны экспертной комиссии по лицензированию и государственной аккредитации Министерства образования РФ при комплексной оценке его деятельности. Положительные выводы последовали в этом же году и со стороны комиссии Главного управления кадров Вооруженных сил Российской Федерации.

Таким образом, за свою 60-летнюю историю училище осуществляло подготовку специалистов практически по всем зенитным ракетным системам различных модификаций и автоматизированным системам управления, находившимся на вооружении зенитных ракетных войск ПВО страны.

На сегодня Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны является базовым военно-учебным заведением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим подготовку специалистов для ЗРВ ВВС и зенитных ракетных частей ВМФ по зенитной ракетной системе С-300 различных модификаций, ЗРС С-400, ЗРПК «Панцирь-С» и системам управления полкового звена. Организационно оно входит в качестве филиала в состав военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» системообразующего центра военного образования и науки родов войск ВВС.

Образовательная деятельность в училище строится на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников. Подготовка дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием для Вооруженных Сил РФ и других ведомств, а также военнослужащих стран ближнего и дальнего зарубежья осуществляется в рамках трех гражданских специальностей: «Радиоэлектронные системы», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Кроме того, в училище реализуются профессиональная переподготовка по программе «Преподаватель высшей школы» и переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, по гражданским специальностям по профилю училища.

Сегодня, как и раньше, основные усилия коллектива училища направлены на обеспечение высокого уровня практической подготовки выпускников. Первые шаги в организации курсантских боевых стрельб, сделанные в 1989–1991 гг. и продолженные с 2000 г. стали сегодня обязательным этапом подготовки офицеров. Ежегодно пятикурсники приобретают навыки реального уничтожения целей на государственных полигонах в ходе тактических учений с боевой стрельбой, в условиях, максимально приближенных к боевым.

Для успешного решения этой задачи изысканы резервы учебного времени, разработаны новые методики доведения до соответствующего уровня подготовленности и слаженности курсантских боевых расчетов. Очевидно решение еще одной задачи – боевые стрельбы явились своего рода экзаменом на профессионализм профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава училища. Одно дело – учить теории противовоздушного боя и другое – довести обучающегося до уровня уверенного выполнения обязанностей в составе боевого расчета.

Причем критерием усвоения изученного выступает не абстрактная оценка «хорошо» или «отлично», а конкретный результат – поражение реальной цели. К настоящему времени одиннадцать лет подряд боевые стрельбы учебных полков курсантов училища проводятся без пропуска мишеней. Именно так оценивали действия курсантов присутствовавшие на учениях высшие должностные лица ВВС и представители подразделений контроля и анализа стрельб полигона.


С 1994/95 учебного года училище приступило к подготовке специалистов для ЗРВ по профилю многоканальных мобильных зенитных ракетных систем С-300 различных модификаций
Фото: ЯВЗРУ ПВО

Анализируя проводившиеся курсантские боевые стрельбы, особо следует отметить тот факт, что они в значительной степени активизируют учебную деятельность выпускников на заключительном этапе пребывания в училище, положительно влияют на ее мотивационную составляющую: у большинства из них происходят коренные изменения в отношении к учебе, к дисциплине, к службе в целом. Необходимо отметить повышение качества выпускных квалификационных работ у участников учений. Эти работы отличаются большей обоснованностью, лучшей связью с войсковой практикой. Наиболее важным результатом участия выпускников в полигонной практике является сокращение сроков их становления на первичных офицерских должностях, освоения ими умения выполнять боевые задачи, задачи повседневной жизни подразделений зенитных ракетных войск, куда они распределяются после выпуска из училища. Учитывая все сказанное, командование добивается в последние годы привлечения к учениям всех без исключения пятикурсников.

И наконец, коллективный характер задач, выполняемых боевыми расчетами, способствует тому, что курсанты стремятся не только образцово исполнить непосредственно свои обязанности, но и проявить инициативу, взаимовыручку в достижении общей цели. Это положительно влияет на сплочение курсантских коллективов, повышение личной ответственности курсантов за выполнение поставленной учебно-боевой задачи. Уже в стенах училища они понимают, что такое боевое товарищество, на практике осваивают коллективный характер воинского труда.

Основная нагрузка в ходе подготовки и проведения тактических учений падает на кафедры специализации. Не отстают от них и естественно-научные и общеобразовательные кафедры училища, активно внедряя в образовательный процесс новые методики и передовые педагогические технологии. Особое внимание уделяется информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, основанному на базе современных информационных технологий.

Созданная на базе новейших технических решений единая информационно-образовательная среда училища стала унифицированным средством доступа обучающихся и профессорско-преподавательского состава к учебным и методическим ресурсам, на ее базе обеспечивается автоматизированное управление образовательным процессом и повседневной деятельностью.

Неотъемлемым элементом образовательного процесса является научная работа, ведущаяся в училище в области совершенствования вооружения и военной техники, а также методов их эксплуатации и боевого применения. Усилиями докторов технических наук профессоров А. В. Зюзина и В. Е. Турова и их учеников в филиале созданы и развиваются научные школы, в рамках которых разрабатываются и исследуются новые эффективные направления получения и обработки радиолокационной информации.

Приоритетным направлением исследований является разработка оптимальных и квазиоптимальных алгоритмов формирования зондирующих, приема и обработки отраженных сигналов сложных целей в современных и перспективных РЛС. По результатам исследований только за последние пять лет представителями этих двух научных школ опубликовано пять монографий, свыше ста научных статей, материалы исследований реализованы в девяти отчетах о НИР и двух ОКР, получено более 30 патентов на изобретения и полезные модели.

Результаты научных исследований находят отражение в диссертациях сотрудников училища, большинство из которых защищаются в объединенном докторском совете, функционирующем в училище при ВУНЦе. В настоящее время научный потенциал училища составляет 15 докторов наук и более 90 кандидатов наук, а это более 60 процентов от общего числа преподавателей.


Из стен Ярославского кадетского корпуса, где ныне располагается ЯВЗРУ ПВО, вышло немало талантливых и известнейших людей, прославивших наше Отечество. Среди них выдающийся писатель и ученый России Леонид Павлович Сабанеев, начальник Морских сил РККА Михаил Владимирович Викторов
Фото: ЯВЗРУ ПВО

Мы гордимся тем, что на рубеже тысячелетий, несмотря на экономические и политические трудности, училище «вытянуло» такой серьезный проект, как всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы разработки и внедрения информационных технологий двойного применения». Впоследствии усилиями администрации области и командования училища эта конференция стала заглавной и ежегодной в рамках форума «Интеллектуальные ресурсы регионов России».

Серьезные изменения произошли за последние годы в учебно-материальной базе кафедр и научных подразделений училища, при определении основных направлений совершенствования которой учитываются тенденции развития зенитного ракетного вооружения. Основные усилия коллектива училища сосредоточены на разработке и внедрении в учебный процесс тренажно-имитационных и моделирующих комплексов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также на создании многофункциональных лабораторных комплексов на базе программно-аппаратных платформ и пакетов моделирования и проектирования. Подобный подход позволяет в максимальной степени унифицировать лабораторную базу большинства кафедр, придать лабораторным работам исследовательский характер, обучить курсантов навыкам в использовании современных информационных технологий.

Достигнутые успехи в развитии учебно-материальной базы были бы невозможны без тесной связи училища с ведущими предприятиями оборонного комплекса страны и прежде всего: ОАО «Головное системное конструкторское бюро «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина, ОАО «Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» имени академика П. Д. Грушина», ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула), ОАО «Оборонительные системы», ОАО «Рязанское производственно-техническое предприятие «Гранит», ОАО «Дольта», ОАО «НПО «Московский радиотехнический завод», Московский прожекторный завод, ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Новосибирский завод имени Коминтерна», государственная корпорация «Ростехнологии», ОАО «Концерн «Орион», ОАО «Концерн «Системпром», ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики», Тверской научно-исследовательский институт информационных технологий, НИИ Центрпрограммсистем, ГЦСО ПВО «Гранит», ОАО «КБ Кунцево». Мы благодарны руководству и ведущим специалистам этих и других организаций за внимание и помощь в решении насущных для нас задач.

Училище является одним из центров военно-патриотического воспитания молодежи в городе и области. Коллектив училища, все жители Ярославской области гордятся тем, что личному составу училища предоставлена высокая честь участвовать в парадах войск на Красной площади, посвященных Дню Победы.

В целях духовно-нравственного воспитания на территории училища воссоздан силами личного состава храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. 12 сентября 2010 г.,в день празднования тысячелетия Ярославля домовой храм при Ярославском ВЗРУ ПВО освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Обращаясь к курсантам, предстоятель сказал: «ПВО – тот род войск, который обеспечивает реальную безопасность страны. Наше Отечество ни на кого не желает нападать: нам хватает наших земель, задач, которые стоят перед нашим народом, но чтобы мы все имели мирную, спокойную жизнь в условиях современных военных технологий, в первую очередь должно быть защищено небо России. Я призываю на всех вас Божие благословение, чтобы сам Бог хранил вас от того, чтобы когда-то вам пришлось нажимать на кнопки тех установок, которые призваны защищать небо нашей страны. Но готовность к этому действию должна быть ежеминутная».

И эту задачу успешно решали и решают выпускники разных лет Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО, многие из которых добились весомых результатов в своей профессиональной деятельности. Достаточно сказать, что среди выпускников училища 27 генералов, в том числе выпускник 1962 г., первый заместитель главнокомандующего Войсками ПВО, доктор военных наук, профессор генерал-полковник В. Ф. Мирук.

Оценивая пройденный училищем 60-летний путь, бросая взгляд в будущее, командование, профессорско-преподавательский состав, офицеры и гражданский персонал училища остро осознают свою ответственность за подготовку офицеров-ракетчиков и приложат все силы, чтобы наш вуз всегда занимал достойное место среди военных учебных заведений России. Уверены, что все новые и новые отряды выпускников своим самоотверженным служением Родине, несомненно, впишут новые яркие страницы в славную летопись училища.

Владимир Михайлович МАРТЫНОВ
начальник Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО, генерал-майор, кандидат технических наук, доцент

Опубликовано 8 августа в выпуске № 4 от 2011 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?