Военное строительство
1 января, 2002
Структуры войск ПВО: что было, что есть, что будет
Завершаем публикацию статьи доктора военных наук, профессора, генерал-полковника А. Хюпенена (ВКО № 1(4) 2002г.). Она отражает личное мнение автора и носит дискуссионный характер. Всем, кого волнует дальнейшая судьба воздушно-космической обороны нашей страны, предлагаем выступить со своим мнением по данному вопросу.
К середине 1980-х гг. фактически состоялось организационно-административное объединение и слияние систем ПВО и РКО в единый вид Вооруженных Сил - Войска ПВО. Это обеспечивало достижение стратегических целей по обороне страны от ударов воздушно-космических средств противника. Планирование противовоздушной и ракетно-космической обороны и применение войск (сил) ПВО и РКО стало осуществляться единым органом, а ответственность за результат стала единоличной.
В эти же годы были созданы условия для формирования разведывательно-информационного пространства, данные которого могли использоваться для борьбы с воздушно-космическим противником. Они поступали: Верховному Главнокомандующему - для принятия ответственных решений, особенно в случае нанесения противником ракетно-ядерного удара; главнокомандующему Войсками ПВО - для планирования и проведения противовоздушных операций; главкомандующим видами ВС - для приведения войск в боевую готовность.
В практике военного строительства США и НАТО к тому времени сформировалась устойчивая тенденция приоритетного развития сил воздушно-космического нападения (СВКН). В директиве Пентагона "Космическая политика" отмечается: "...США оставляют за собой право применения силы для проведения боевых операций в космосе, через космос и из космоса, которое будет осуществляться с целью оказания влияния на исход конфликта". Уже к 2020 г. следует ожидать коренного изменения форм и способов ведения боевых действий, характера войны в целом.
Закономерно возросла зависимость благоприятного исхода военных действий от результата противоборства в воздушно-космическом пространстве, которое стало своеобразным театром военных действий. Это подтвердили боевые действия в Ираке ("Буря в пустыне" - 1991 г., "Лиса в пустыне" - 1998 г.) и в Югославии ("Решительная сила" - 1999 г.). Воздушно-космическая безопасность страны фактически стала одной из важнейших составляющих ее национальной безопасности, а ВКО государства - первоочередной по времени и важнейшей по последствиям стратегической задачей ВС РФ.
При изменении средств ведения войны и объективном смещении центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу требуется адекватная смена приоритетов в вопросах обороны государства. Интеграция воздушного и космического оружия в единый комплекс средств агрессии диктует необходимость иметь аналогичный комплекс средств ее отражения. Очевидно, что интересы национальной безопасности требовали организации единой воздушно-космической обороны государства и наличия ее материальной основы - Войск ВКО России. К середине 1990-х гг. этот вопрос, в основном, был решен.
Дальнейшие действия военно-политического руководства страны при проведении военной реформы вызывали, по крайней мере, удивление. Казалось, что в нашей стране перестали действовать объективные законы логики, диалектического материализма и просто здравого смысла. Иначе как можно показать, доказать и объяснить правильность и безальтернативность мероприятий, проводимых в рамках военной реформы в части, касающейся одного из основных видов ВС нашей страны - Войск ПВО?
Согласно Указу Президента РФ от 16.07.1997 г. №725, (при том, что Указ №1032 от 13.07.1993 не отменен) основой структурных преобразований ВС явилась, по сути, ликвидация Войск ПВО как самостоятельного вида вооруженных сил. В результате важную стратегическую задачу по осуществлению ВКО страны должны были выполнять два самостоятельных вида ВС - РВСН и ВВС. Для этого в состав первых из Войск ПВО были переданы войска РКО, в состав вторых - объединения и соединения ПВО, составляющие основу противосамолетной обороны. Такое решение фактически привело к разрушению достаточно сильной, не имеющей аналогов в мире системы ПВО (ВКО) России.
Этот вариант "реформирования" Войск ПВО был наихудшим из возможных. Его реализация привела к ликвидации одного из самых боеспособных видов ВС стратегического сдерживания и, что особенно плохо, Войска ПВО были разорваны в прямом и переносном смысле. При этом был нарушен один из важнейших принципов реформирования ВС - объединение родов или видов ВС, имеющих общую физическую и техническую природу. Таким образом, ВВС и Войска ПВО несовместимы, так же как и войска РКО и РВСН, а теперь уже РКО и космические силы (КС), имеющие разные задачи, системы управления, способы боевого применения и т.д.
В наше время, когда ведущие государства мира продолжают интенсивно наращивать и развивать свои средства воздушно-космического нападения, Россия собственными руками разрушает то, что является основой ее обороны и стратегическим сдерживающим фактором - систему ПВО (ВКО).
Военно-научные исследования убедительно показывают, что в случае возможного вооруженного конфликта с участием ядерных держав порог реагирования каждой из конфликтующих сторон во многом зависит от возможностей ВКО. При недостаточной ее эффективности нарушается стабильность стратегического ракетно-ядерного паритета, возрастает опасность эскалации обмена первоначально ограниченными ядерными ударами, возникает угроза перерастания военного конфликта в глобальную ядерную катастрофу. По моему убеждению, ослабление ВКО нашей страны стало одной из причин денонсации США договора по ПРО.
Таким реформированием проигнорирован боевой опыт Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов, учений и оперативной подготовки ВС СССР. И, наоборот, на Западе учли этот опыт. Так, в Великобритании силы ПВО сводятся в одно формирование под управлением Объединенного штаба ПВО; в США проходит испытание комплекс ПРО THAAD для уничтожения оперативно-тактических ракет и, будучи сопряженным с системой предупреждения о ракетном нападении, он может стать средством борьбы с МБР и др. Система противовоздушной обороны Североамериканского континента НОРАД становится системой воздушно-космической обороны
Парадокс, но система ПВО сохранена в СНГ, а у России, как ее основы, система ПВО государства отсутствует! В результате "реформы" вместо единой системы ВКО, создание которой предусматривалось Указом Президента от 17.07.1993 г., страна получила два впервые созданных и ранее никогда не встречавшихся гибрида - "ВВС и ПВО" и "РВСН и РКО ПВО", а теперь "РКО и КС".
Как организовать взаимодействие войск и сил этих гибридов при борьбе с гиперзвуковыми средствами ВКН, действующих в космическом и воздушном пространствах? Кто организует управление и взаимодействие между "новыми" ВВС и новыми теперь уже Космическими войсками при отражении ударов средств воздушно-космического нападения? Кто его будет осуществлять, с каких КП и с помощью каких технических средств? Кто и когда задаст в разработку, получит на вооружение, развернет, подготовит к боевому применению новые средства, а также кадры, нормативные документы и т.д.? Таких вопросов слишком много, а ответов нет. В СССР на решение соответствующих задач ушли десятилетия.
Но этим дело не кончилось. Теперь уже вырываются корни - подготовка кадров и наука. Реформирование - ликвидация Войск ПВО страны продолжается.
Военная академия ПВО им. Г.К. Жукова стала университетом. Но это не просто изменение статуса учебного заведения. Это алгоритм окончательного разрушения единой системы борьбы с воздушно-космическим противником, так как:
К середине 1980-х гг. фактически состоялось организационно-административное объединение и слияние систем ПВО и РКО в единый вид Вооруженных Сил - Войска ПВО. Это обеспечивало достижение стратегических целей по обороне страны от ударов воздушно-космических средств противника. Планирование противовоздушной и ракетно-космической обороны и применение войск (сил) ПВО и РКО стало осуществляться единым органом, а ответственность за результат стала единоличной.
В эти же годы были созданы условия для формирования разведывательно-информационного пространства, данные которого могли использоваться для борьбы с воздушно-космическим противником. Они поступали: Верховному Главнокомандующему - для принятия ответственных решений, особенно в случае нанесения противником ракетно-ядерного удара; главнокомандующему Войсками ПВО - для планирования и проведения противовоздушных операций; главкомандующим видами ВС - для приведения войск в боевую готовность.
В практике военного строительства США и НАТО к тому времени сформировалась устойчивая тенденция приоритетного развития сил воздушно-космического нападения (СВКН). В директиве Пентагона "Космическая политика" отмечается: "...США оставляют за собой право применения силы для проведения боевых операций в космосе, через космос и из космоса, которое будет осуществляться с целью оказания влияния на исход конфликта". Уже к 2020 г. следует ожидать коренного изменения форм и способов ведения боевых действий, характера войны в целом.
Закономерно возросла зависимость благоприятного исхода военных действий от результата противоборства в воздушно-космическом пространстве, которое стало своеобразным театром военных действий. Это подтвердили боевые действия в Ираке ("Буря в пустыне" - 1991 г., "Лиса в пустыне" - 1998 г.) и в Югославии ("Решительная сила" - 1999 г.). Воздушно-космическая безопасность страны фактически стала одной из важнейших составляющих ее национальной безопасности, а ВКО государства - первоочередной по времени и важнейшей по последствиям стратегической задачей ВС РФ.
При изменении средств ведения войны и объективном смещении центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу требуется адекватная смена приоритетов в вопросах обороны государства. Интеграция воздушного и космического оружия в единый комплекс средств агрессии диктует необходимость иметь аналогичный комплекс средств ее отражения. Очевидно, что интересы национальной безопасности требовали организации единой воздушно-космической обороны государства и наличия ее материальной основы - Войск ВКО России. К середине 1990-х гг. этот вопрос, в основном, был решен.
Дальнейшие действия военно-политического руководства страны при проведении военной реформы вызывали, по крайней мере, удивление. Казалось, что в нашей стране перестали действовать объективные законы логики, диалектического материализма и просто здравого смысла. Иначе как можно показать, доказать и объяснить правильность и безальтернативность мероприятий, проводимых в рамках военной реформы в части, касающейся одного из основных видов ВС нашей страны - Войск ПВО?
Согласно Указу Президента РФ от 16.07.1997 г. №725, (при том, что Указ №1032 от 13.07.1993 не отменен) основой структурных преобразований ВС явилась, по сути, ликвидация Войск ПВО как самостоятельного вида вооруженных сил. В результате важную стратегическую задачу по осуществлению ВКО страны должны были выполнять два самостоятельных вида ВС - РВСН и ВВС. Для этого в состав первых из Войск ПВО были переданы войска РКО, в состав вторых - объединения и соединения ПВО, составляющие основу противосамолетной обороны. Такое решение фактически привело к разрушению достаточно сильной, не имеющей аналогов в мире системы ПВО (ВКО) России.
Этот вариант "реформирования" Войск ПВО был наихудшим из возможных. Его реализация привела к ликвидации одного из самых боеспособных видов ВС стратегического сдерживания и, что особенно плохо, Войска ПВО были разорваны в прямом и переносном смысле. При этом был нарушен один из важнейших принципов реформирования ВС - объединение родов или видов ВС, имеющих общую физическую и техническую природу. Таким образом, ВВС и Войска ПВО несовместимы, так же как и войска РКО и РВСН, а теперь уже РКО и космические силы (КС), имеющие разные задачи, системы управления, способы боевого применения и т.д.
В наше время, когда ведущие государства мира продолжают интенсивно наращивать и развивать свои средства воздушно-космического нападения, Россия собственными руками разрушает то, что является основой ее обороны и стратегическим сдерживающим фактором - систему ПВО (ВКО).
Военно-научные исследования убедительно показывают, что в случае возможного вооруженного конфликта с участием ядерных держав порог реагирования каждой из конфликтующих сторон во многом зависит от возможностей ВКО. При недостаточной ее эффективности нарушается стабильность стратегического ракетно-ядерного паритета, возрастает опасность эскалации обмена первоначально ограниченными ядерными ударами, возникает угроза перерастания военного конфликта в глобальную ядерную катастрофу. По моему убеждению, ослабление ВКО нашей страны стало одной из причин денонсации США договора по ПРО.
Таким реформированием проигнорирован боевой опыт Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов, учений и оперативной подготовки ВС СССР. И, наоборот, на Западе учли этот опыт. Так, в Великобритании силы ПВО сводятся в одно формирование под управлением Объединенного штаба ПВО; в США проходит испытание комплекс ПРО THAAD для уничтожения оперативно-тактических ракет и, будучи сопряженным с системой предупреждения о ракетном нападении, он может стать средством борьбы с МБР и др. Система противовоздушной обороны Североамериканского континента НОРАД становится системой воздушно-космической обороны
Парадокс, но система ПВО сохранена в СНГ, а у России, как ее основы, система ПВО государства отсутствует! В результате "реформы" вместо единой системы ВКО, создание которой предусматривалось Указом Президента от 17.07.1993 г., страна получила два впервые созданных и ранее никогда не встречавшихся гибрида - "ВВС и ПВО" и "РВСН и РКО ПВО", а теперь "РКО и КС".
Как организовать взаимодействие войск и сил этих гибридов при борьбе с гиперзвуковыми средствами ВКН, действующих в космическом и воздушном пространствах? Кто организует управление и взаимодействие между "новыми" ВВС и новыми теперь уже Космическими войсками при отражении ударов средств воздушно-космического нападения? Кто его будет осуществлять, с каких КП и с помощью каких технических средств? Кто и когда задаст в разработку, получит на вооружение, развернет, подготовит к боевому применению новые средства, а также кадры, нормативные документы и т.д.? Таких вопросов слишком много, а ответов нет. В СССР на решение соответствующих задач ушли десятилетия.
Но этим дело не кончилось. Теперь уже вырываются корни - подготовка кадров и наука. Реформирование - ликвидация Войск ПВО страны продолжается.
Военная академия ПВО им. Г.К. Жукова стала университетом. Но это не просто изменение статуса учебного заведения. Это алгоритм окончательного разрушения единой системы борьбы с воздушно-космическим противником, так как:
- прекращается подготовка офицеров ПВО (РКО) с военным академическим образованием для ЗРВ, РТВ, РКО и ИА. Стать командиром соединения ПВО для них становится весьма проблематичным;
- теряется научно-исследовательский потенциал, основу которого составляют ученые, которых нет в других видах ВС;
- потеря складывавшейся десятилетиями научной школы в области воздушно-космической обороны ведет к снижению безопасности страны на долгие годы, так как только административными мерами ее быстро не воссоздать, даже в нормальных условиях;
- подготовка специалистов ПВО (ВКО), которая осуществляется на уникальной учебно-материальной базе, не имеющей аналогов (32 оборудованных средствами автоматизации КП, включая КП объединения и соединения ПВО и РКО, 95 специализированных классов, 349 кабинетов, 25 лабораторий, 22 компьютерных класса, комплексы вооружения и военной техники ПВО, РКО), может быть прекращена за ненадобностью;
- утрачивается возможность развития теории оперативного искусства, являющейся основой теории ВКО, и подготовки кадров оперативного звена. Отсюда исходит прямая опасность того, что воздушно-космическая обороноспособность РФ лишится как научного фундамента, так и подготовленных кадров. Принцип "Теория освещает путь практике" перестает работать, так как других научно-педагогических школ, способных восполнить эту потерю, в России просто нет.
- Создать компетентную комиссию с привлечением ученых, конструкторов и специалистов промышленности для выработки конкретных предложений и мер по восстановлению ВКО.
- До выработки окончательного заключения комиссии прекратить ослабление ПВО Москвы и центрального промышленного района, а также объектов (районов), составляющих основу экономики государства.
- ВВС, как вид ВС, переименовать в ВВС и ПВО (форма должна соответствовать содержанию); передать (точнее, вернуть) войска РКО в состав объединенного вида ВС; восстановить статус академии ПВО им. Г.К. Жукова и рассмотреть вопрос о придании ей статуса межвидовой.
Анатолий Хюпенен,
генерал-полковник
генерал-полковник
Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2002 года
Комментарии
- Комментарии
- Vkontakte
Добавить комментарий
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
ОПРОС
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?