Военное строительство

Правильно назвать – правильно понять

Накал споров о ''едином и неделимом'' воздушно-космическом пространстве пока не ослабевает.Проблемы терминологии Воздушно-космической обороны

Мнения и публикации по проблемам ВКО сегодня разнятся в трактовке самого термина "воздушно-космическая оборона". Помимо этого, нет единых и согласованных формулировок ряда основополагающих понятий. К таковым, в частности, относятся "воздушно-космическое пространство", "силы и средства воздушно-космического нападения", "войска (силы, средства) воздушно-космической обороны", "система воздушно-космической обороны". Читателям журнала предлагается первая попытка дать объективное базисное толкование этих терминов.

АНАЛИЗ результатов боевых действий в различных регионах мира, происходивших в 1990-2000-е гг., показывает, что в последние десятилетия характер и содержание применения вооруженных сил наиболее развитыми в военном отношении странами изменились коренным образом. Аналитики отмечают возрастающую роль сил и средств воздушно-космического нападения (СВКН)в достижении глобальных целей широкомасштабных военных конфликтов.

При этом под СВКН обычно понимается организованная совокупность аэростатических, аэродинамических, аэробаллистических, баллистических, космических пилотируемых и беспилотных аппаратов (разведывательных, ударных, радиоэлектронной борьбы, навигационных ,многоцелевых, специальных и др.), способных действовать с земли (моря), из воздушного пространства, из космоса и через космос.

Дискутируемый в нашей прессе вопрос о коренном различии воздушной и космической физических сред и недопустимости поэтому их совместного рассмотрения как единой сферы вооруженной борьбы во всех остальных странах представляется давно решенным. И не только теоретически, но и практически - путем создания вооружений, способных решать боевые задачи в обеих средах, как, например, гиперзвуковые и так называемые межсредные летательные аппараты, способные неоднократно переходить границу физических сред в обоих направлениях.

В складывающейся геополитической ситуации единственным выходом для Российской Федерации является сосредоточение усилий по обеспечению защиты суверенитета, территории и населения страны, ее экономического потенциала и группировок Вооруженных Сил РФ от средств воздушно-космического нападения противника, действующих в воздушном пространстве, из космоса и через космос путем создания национальной воздушно-космической обороны.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Казалось бы, проблема вполне ясна и ее практическое решение состоит в формировании сил и средств единой воздушно-космической обороны страны. Тем более, что до 1997 г. у нас фактически существовала система ВКО (или, по крайней мере, ее прообраз), которая состояла из пяти подсистем:
- противовоздушной обороны;
- предупреждения о ракетном нападении;
- контроля космического пространства;
- противоракетной обороны;
- противокосмической обороны.

Все эти подсистемы были организационно увязаны и находились под единым командованием в составе одного вида Вооруженных Сил - Войск противовоздушной обороны. Тем самым обеспечивались единство управления и боевого применения, технического обеспечения, боевой и оперативной подготовки. Это, в свою очередь, обуславливало единство процессов разработки боевых и нормативных документов, подготовки кадров.

Было хорошо известно, кто несет ответственность за ход и исход боевых действий в воздушно-космическом пространстве, за безнадежное нарушение воздушной границы страны. Главнокомандующий Войсками ПВО имел право в мирное время отдавать боевые приказы на уничтожение целей - нарушителей госграницы.

Кроме того, наличие единого заказывающего органа предопределяло единство военно-научной и военно-технической политики по развитию вооружения и военной техники, научной, конструкторской и производственно-технологической базы оборонной промышленности.

В 1997 г., после выхода соответствующего Указа президента Российской Федерации, Войска ПВО страны были расформированы. Силы противовоздушной обороны (части зенитных ракетных войск, радиотехнических войск, истребительной авиации и радиоэлектронной борьбы) включены в состав Военно-воздушных сил. Силы и средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противокосмической обороны переданы в состав Ракетных войск стратегического назначения, а позднее (в соответствии с Указом президента Российской Федерации 2001 г.) - в состав Космических войск. Единая ранее система распалась.

А что же делается в мире? В США созданное в 1957 г. Командование ПВО Северной Америки NORAD (North American Air Defence Command) еще в марте 1981 г. было преобразовано в Командование воздушно-космической обороны (ВКО) Северной Америки (North American AirSpace Defence Command), объединившее все силы и средства ПВО, ПКО, ПРО и ПРН. Его назначение - руководство военными действиями всех стратегических оборонительных сил (повторимся, всех сил и средств ПВО, ПРО, ПКО и ПРН) США и Канады (наверное, здесь нелишне напомнить, что именно стратегические командования, а не министерства армии, авиации и флота, как многие ошибочно полагают, являются в США наиболее близкими аналогами наших видов Вооруженных Сил).

РАЗРЕШИТЕ УТОЧНИТЬ

Проблемам воздушно-космической обороны в Российской Федерации посвящено огромное количество публикаций.

Большинство из них рассматривает вопрос о необходимости создания ВКО страны с конструктивных позиций. Но, что характерно, в этих материалах авторы по-разному трактуют термин "воздушно-космическая оборона", отражая различные ведомственные точки зрения и не обеспечивая всей полноты понимания проблем ВКО и взаимосвязях ее составных частей.

В свою очередь, эта неоднозначность приводит к различному толкованию комплекса мероприятий, необходимых для осуществления активного противостояния силам и средствам воздушно-космического нападения противника. Нет, как уже отмечалось, единого понимания даже основополагающих терминов, таких как воздушно-космическое пространство, силы и средства воздушно-космического нападения, войска (силы, средства) воздушно-космической обороны, система воздушно-космической обороны. Все это порождает серьезные разночтения и часто затушевывает смысл излагаемых в публикациях предложений.

Вот почему на основании отечественного и зарубежного опыта, общепринятой терминологии, а также с учетом результатов научных работ, выполненных различными организациями, целесообразно дать объективное базисное толкование этих понятий. Начать следует с определений, характеризующих воздушно-космическую оборону в целом. К этой группе терминов, видимо, следует отнести следующие:

Воздушно-космическое пространство - область пространства, включающая земную атмосферу и околоземное космическое пространство, рассматриваемая как единая сфера вооруженной борьбы.

Это определение вытекает из военной потребности распределять задачи вооруженной борьбы между сферами, где ее ведут силы и средства ВС, а не по тем физическим средам, где они находятся и перемещаются. При этом под околоземным космическим пространством понимается область, в которой располагаются все геоцентрические орбиты, включая геостационарные.

Силы воздушно-космического нападения - группировки войск и сил, на вооружении которых состоят средства воздушно-космического нападения.

Средства воздушно-космического нападения - аэродинамические, аэростатические, баллистические, космические пилотируемые и беспилотные аппараты военного назначения (разведывательные, ударные, радиоэлектронной борьбы, навигационные, многоцелевые, специальные и др.), действующие с земли (моря), из воздушного пространства, из космоса и через космос. СВКН являются объектами борьбы стратегических оборонительных сил, объединенных в систему воздушно-космической обороны государства.

Воздушно-космическая оборона - комплекс политических, военных, правовых и иных мер по обеспечению защиты государства от вооруженного нападения противника, действующего по территории Российской Федерации из воздушного пространства, из космоса и через космос, а также вид военных (боевых) действий с силами и средствами воздушно-космического нападения противника в целях срыва или отражения его ударов по важнейшим объектам государства, определяющим его экономические, политические и военные возможности.

В этом определении, в частности, делается попытка отделить понимание воздушно-космической обороны как вида боевых действий от толкования ее как вида боевого обеспечения. Подобная путаница происходит традиционно, поскольку при планировании общевойсковых операций противовоздушная оборона (а теперь и оборона ВКО) относится именно к видам боевого обеспечения.

В то же время очевидно, что воздушно-космическая оборона возможна и вообще имеет смысл только в случае, если будет осуществляться ее самостоятельное планирование, в том числе - планирование воздушно-космических операций.

Войска воздушно-космической обороны - объединения, соединения, части, предназначенные для срыва или отражения ударов сил и средств воздушно-космического нападения противника и находящееся под единым командованием в интересах защиты суверенитета Российской Федерации, территории, населения, экономического потенциала страны и группировок Вооруженных Сил.

Система воздушно-космической обороны - совокупность организационно и технически взаимосвязанных сил и средств, обеспечивающих решение задачи отражения воздушно-космического нападения противника по единому плану и под единым командованием.

Средства воздушно-космической обороны - совокупность образцов вооружения и военной техники, предназначенная для поражения или подавления средств воздушно-космического нападения, а также технических средств для непосредственного обеспечения боевого применения ВВТ.

Стратегическая воздушно-космическая операция - общевойсковая операция всех видов Вооруженных Сил и родов войск, проводимая в целях срыва или отражения воздушно-космического нападения противника.

Воздушно-космическая операция на стратегическом направлении - общевойсковая операция дислоцированных на данном стратегическом направлении объединений всех видов Вооруженных Сил и родов войск, проводимая в целях срыва или отражения ударов средств воздушно-космического нападения противника.

Кроме того, представляется целесообразным ввести ряд дополнительных определений, позволяющих характеризовать "внутренние" свойства воздушно-космической обороны. В их числе:

Система разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении - централизованная, функционально объединенная совокупность развернутых на земле, на море, в воздушно-космическом пространстве группировок соединений, частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск (специальных войск), органов и пунктов управления ими для ведения непрерывной разведки средств воздушно-космического нападения противника, оповещения о состоянии и изменениях воздушно-космической обстановки, достоверного установления факта подготовки и начала воздушно-космического нападения и своевременного предупреждения о них органов государственного и военного управления.

Система поражения (подавления) средств воздушно-космического нападения противника - функционально объединенная совокупность сил и средств, способных обеспечить решение задачи срыва или отражения воздушно-космического нападения противника, действуя по единому плану и под единым командованием.

Силы и средства поражения космических аппаратов - функционально объединенная совокупность размещенных на земле, на море, в воздушно-космическом пространстве сил и средств противокосмической обороны с их зонами поражения.

Силы и средства поражения ракетных средств нападения - функционально объединенная совокупность сил и средств противоракетной обороны с их зонами поражения.

Силы и средства поражения средств воздушно-космического нападения в пунктах базирования - совокупность ударных сил видов Вооруженных Сил и родов войск, предназначенных для поражения средств воздушно-космического нападения в пунктах базирования и объектов их инфраструктуры.

Система авиационного перехвата - совокупность созданных в установленных границах на земле и на море и функционально объединенных группировок истребительных авиационных соединений, частей и пунктов наведения ИА видов Вооруженных Сил с их зонами перехвата.

Система зенитного ракетного огня - совокупность созданных в установленных границах на земле и на море функционально объединенных зенитных ракетных группировок видов Вооруженных Сил с их зонами огня.

Система радиоэлектронного подавления (поражения) - совокупность созданных на земле, на море и в воздушно-космическом пространстве функционально объединенных группировок сил и средств РЭБ видов Вооруженных Сил и родов войск с их зонами радиоэлектронного подавления.

Система авиационного прикрытия - силы и средства авиации видов и родов войск Вооруженных Сил, привлекаемые на временной основе или на определенный период времени к выполнению задач поражения средств воздушно-космического нападения в пунктах базирования.

Система управления воздушно-космической обороной - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, предназначенных для планирования операций и боевых действий войск и сил ВКО, вскрытия начала воздушно-космического нападения и оповещения о нем органов государственного и военного управления, для руководствами воздушно-космическими операциями, а также дежурными силами воздушно-космической обороны в мирное время.

Система обеспечения воздушно-космической обороны - совокупность заблаговременно созданных функционально объединенных организаций и учреждений, оборонно-промышленных предприятий, органов и пунктов управления, а также комплекс мероприятий, направленных на поддержание войск (сил) в высокой боевой готовности, сохранение их боеспособности, обеспечение благоприятных условий эффективной деятельности воздушно-космической обороны.

Конечно, предложенные формулировки не являются окончательными и на страницах журнала развернется дискуссия по уточнению терминов ВКО. Конкретные предложения по уточнению понятий и определений не только желательны, но и крайне необходимы.

Сергей КОЛГАНОВ
генерал майор, доктор технических наук, профессор

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?