Стратегия

Вначале – цели и задачи, остальное – потом

Пока не будет утверждена концепция общей оборонной политики стран – участниц ОДКБ, вести речь о единой (объединенной) системе ПВО и ПРО ОДКБ и единой системе подготовки военных кадров преждевременно

15 мая 1992 г. в Ташкенте государствами Евразии (Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) был подписан Договор о коллективной безопасности, на основе которого был создан военно-политический союз – Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Позже этот договор подписали: 24 сентября 1993 г. – Азербайджан, 9 сентября 1993 г. – Грузия и 31 декабря 1993 г. – Беларусь. Договор, вступивший в силу 20 апреля 1994 г., был рассчитан на пять лет и допускал продление.

Второго апреля 1999 г. президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

На протяжении всего периода существования ОДКБ проводились поиски решения конкретных проблем, возникающих в обеспечении безопасности государств – членов ОДКБ.

Вначале – цели и задачи, остальное – потом
Ежегодные расходы стран НАТО и Европейского союза на поддержание единичной инфраструктуры блока оцениваются приблизительно в 1,5 млрд. долл., а имеющийся бюджет ОДКБ составляет около 5 млн. долл.
Фото: Леонид Якутин

Так, 1–2 апреля 2015 г. в Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова совместно с Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности прошла международная военно-научная конференция на тему «Проблемы создания и перспективы развития единой (объединенной) системы противовоздушной и противоракетной обороны Организации Договора о коллективной безопасности».

На форуме были подняты вопросы, касающиеся создания объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) стран, входящих в ОДКБ.

На одной из научных секций форума обсуждалась актуальная проблема организации учебной и воспитательной деятельности военных кадров государств – членов ОДКБ и их интеграция в образовательную среду в вузах Министерства обороны Российской Федерации.

Хочется поделиться своими соображениями по данному вопросу.

Организация учебного процесса всегда начинается с определения его целей и задач, которые должны опираться на общие цели и потребности участников процесса, в данном случае – преподавателей и обучающихся. Цели и задачи, которые ставятся высшим руководством страны, закономерно определяют все последующие элементы педагогического процесса: содержание, формы и методы деятельности преподавателей и обучающихся. Отсутствие таких целей и задач затрудняет организацию учебного процесса.

Вспомним, как в период СССР создавались и приобретали свою мощь Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны, равных которым не было ни у одного государства мира. И это не пустые слова, их подтверждает опыт наших ветеранов, которые показали знание вооружения и способов его применения во всех локальных конфликтах прошлого столетия. Основой наших побед в семидесятые годы были знания и опыт предшествующих поколений, которые прочувствовали на себе, к чему привели недостатки в организации и применении ПВО начального периода Великой Отечественной войны. Всем выпускникам военных училищ преподавателями, прежде всего ветеранами-фронтовиками, прививалась гордость за то, что Родина доверила им охрану своих воздушных границ, и давались знания, которые превращаясь в навыки, позволяли выполнить боевую задачу в любых экстремальных условиях.

Вначале – цели и задачи, остальное – потом
Общей задачей ОДКБ является защита
территориально-экономического
пространства стран – участниц договора
совместными усилиями от любых внешних
военно-политических агрессоров.
Фото: Леонид Якутин

Например, в основной своей массе выпускники средних военных училищ, которые обучались для эксплуатации и применения зенитного ракетного комплекса С-75, с паяльником в руках могли устранить любую неисправность, с успехом обманывали «Шрайки» и одной ракетой поражали несколько американских самолетов.

С течением времени совершенствовалась элементная база вооружения и эти же выпускники с успехом осваивали новую технику, приобретая знания самостоятельно или в Военных академиях. В Войсках ПВО страны существовало две академии: Военная краснознаменная командная академия (ВККА) ПВО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (г. Калинин) и Военная инженерная радиотехническая академия (ВИРТА) ПВО имени Маршала Советского Союза Л. А. Говорова (г. Харьков). Профессорско-преподавательский состав обеих академий сформировал ряд профессиональных школ по основам создания, эксплуатации и тактики боевого применения систем вооружения как ПВО, так и ракетно-космической обороны (РКО). Выпускники этих школ, впитав в себя традиции и опыт фронтовиков, становились опытными исследователями в научно-исследовательских институтах и педагогами в военных учебных заведениях. При этом следует отметить, что на приобретение профессионализма, как показывает и собственный опыт, уходило минимум шесть – десять лет.

В этой связи хочется особо отметить значение инженерной школы, ведь не секрет, что в войсках РКО в середине 1960-х – начале 1970-х гг. на командные должности назначались выпускники ВИРТА.

В созданной системе военных вузов, в которых проходили подготовку кадры для своей ПВО страны, частично обучались и военные кадры иностранных государств, для которых упор в обучении делался на те системы вооружения, которые решали задачи по ПВО конкретного государства. При этом цель учебного процесса подготовки иностранных офицеров сосредотачивалась на выборе форм боевых действий и способов применения средств ПВО с учетом конкретных комплексов, находящихся на вооружении, специфики военных угроз, национальных и географических особенностей государства.

Естественно, такое положение в сфере военного и профессионального образования офицеров ПВО не могло устраивать тех, кто стремился к мировому господству. К концу 1980-х гг. была подготовлена почва для экономического коллапса СССР, с развалом которого исчезла и школа по подготовке инженерных кадров Войск ПВО страны, а к 2008 г. такая же участь ожидала и Военную командную академию воздушно-космической обороны.

Несомненно, в результате ликвидации научных школ образовался вакуум в понимании основ теории и практики ПВО, что привело к ликвидации и самой системы ПВО.

В какие только государственные инстанции не обращался наш ныне покойный мэтр теории оборонного строительства Российской Федерации и ПВО Иван Васильевич Ерохин 1923 года рождения. Как-то он сказал: «Мои сверстники практически все погибли на фронтах Великой Отечественной войны, скоро и я предстану перед ними. Как я буду смотреть им в глаза, что им отвечу на упрек, что не сберег то, за что они отдали свои молодые жизни?».

Возрождение Войск воздушно-космической обороны и придание им статуса вида Вооруженных Сил Российской Федерации возвращает уверенность и гордость за свою страну. Пусть не все еще так, как обосновывал И. В. Ерохин, но движение к суверенитету и независимости – это наше будущее.

Общей задачей ОДКБ, как прописано в договоре, является защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

А как поступать в случае угрозы государственного переворота в одной из стран – членов ОДКБ? Ведь все государства – члены организации, наблюдая события, прошедшие после развала СССР, и анализируя политику однополярного мироустройства, ищут защиты у Российской Федерации.

В этой связи возникает вопрос: есть ли общая цель и какие задачи должна решать единая ПВО государств – членов ОДКБ? Готовы ли эти страны решать и защищать общие задачи и интересы?

Если да, то нужно создавать единое информационное поле по примеру системы ПВО страны периода 1956–1991 гг., на что потребуются значительные ресурсы и системная ориентация военно-промышленного потенциала всех членов ОДКБ. В этом случае система подготовки военных кадров должна осуществляться по единым программам и удовлетворять единым квалификационным требованиям.

Если нет, то можно создавать ПВО в каждом государстве – члене ОДКБ для решения своих региональных задач (единичную инфраструктуру ПВО отдельно взятого государства), организуя и осуществляя для ее создания и эксплуатации подготовку специалистов в военных вузах РФ.

Наконец, можно создавать мобильные силы ПВО по принципу сил быстрого реагирования. В этом случае возникает множество вопросов: где будет дислоцироваться единичная инфраструктура ПВО, кто будет принимать решение на ее применение и доставку в регион государства, которому угрожает агрессор?

С экономической точки зрения, к примеру, ежегодные расходы стран НАТО и Европейского союза на поддержание единичной инфраструктуры блока оцениваются приблизительно в 1,5 млрд. долл., а имеющийся бюджет ОДКБ составляет около 5 млн. долл.

Теперь относительно угроз, которые определяют цели создания ПВО. Например, в регионах постсоветского пространства доминируют различные комплексы угроз: в Европейском – вызовы и неопределенность, связанные с расширением НАТО и Евросоюза; на Кавказе актуальны этнические конфликты, сепаратизм и возникающие на их базе межгосударственные конфликты; в Центральной Азии – религиозный экстремизм, пограничные трудности, трудности водных ресурсов, преступная миграция, наркотрафик.

Что касается выработки общей оборонной политики, то до сих пор отсутствуют общие концептуальные подходы к военному строительству стран – членов ОДКБ. Разрабатываемые национальные военные доктрины не только не согласовываются между государствами – членами организации, но часто разрабатываются с участием профессионалов стран, принадлежащих к иным военно-политическим блокам, кроме того, конституциями ряда государств – членов ОДКБ запрещаются действия вооруженных сил за пределами своей государственной территории.

Таким образом, напрашивается вывод: пока не будет утверждена концепция общей оборонной политики стран – участниц договора, вести речь о единой (объединенной) системе противовоздушной и противоракетной обороны Организации Договора о коллективной безопасности и единой системы подготовки военных кадров преждевременно.

Поэтому на данном этапе становления ОДКБ целесообразно организовать подготовку военных кадров государств – членов ОДКБ в вузах Министерства обороны Российской Федерации по программам, предназначенным для подготовки российских кадров Войск воздушно-космической обороны. На их основе формировать национальные системы ПВО с последующей интеграцией в единую (объединенную) систему противовоздушной и противоракетной обороны ОДКБ.

Евгений Георгиевич Коломийцев,
доктор технических наук, профессор кафедры ВА ВКО
Олег Владимирович Осипов,
кандидат военных наук, доцент, начальник кафедры ВА ВКО

Опубликовано 2 июня в выпуске № 3 от 2015 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?