Оперативное искусство

Управлять по-новому

В новой структуре вооруженных сил требуются новые подходы к организации управления
Выступая на открытом заседании Академии военных наук в конце прошлого года, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров подчеркнул, что существенным отличием в структуре видов ВС будет их переход от трехзвенной к двухзвенной системе управления войсками. В Сухопутных войсках исчезнет понятие фронта, военные округа будут переформированы в оперативно-стратегические командования (ОСК), армии – в оперативные командования, дивизии – в бригады. То есть цепочка «армия–дивизия–полк» преобразуется в двухзвенную систему: «оперативное командование–бригада». Предполагается, что руководство всеми межвидовыми группировками войск ВС на стратегических направлениях будут осуществлять командующие ОСК. Однако тут продолжают оставаться проблемы, варианты решения которых предлагаются читателям «ВКО».

Военно-воздушных силах армии ВВС и ПВО будут переформированы в командования ВВС и ПВО. Их количество сократится, и некоторые их них будут охватывать территории двух военных округов. На базе КСпН будет сформировано Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (ОСК ВКО). Командования ВВС и ПВО в своем составе также не будут иметь дивизий, а будут состоять из авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны.

Строго говоря, систему управления войсками строят под проводимые формы применения группировок войск. Но раз в ходе уже проводимой с 2009 г. в ВС РФ войсковые формирования видов ВС претерпевают коренные изменения, то необходимо хотя бы сейчас подумать об изменении или уточнении порядка управления ими.

СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОПЕРАЦИЙ

В сложившейся к настоящему времени системе операций ВС РФ группировкам войск (сил), объединениям и соединениям видов ВС определены свои формы применения (рис. 1, 2). При этом можно четко выделить два компонента.

Первый – наземные операции, проводимые сухопутными войсками. Мы их называем общевойсковыми, хотя, строго говоря, – это не корректно. Как правило, – это совместные операции, проводимые под руководством общевойскового командующего с привлечением сил авиации, а на приморских направлениях – и сил флота.

Второй компонент – это морские операции, которые именуются общефлотскими. Проводятся они силами флота и под руководством командующего флотом. Хотя довольно часто в них могут принимать участие и авиация Военно-воздушных сил, а порой и сухопутные войска. В этих случаях военное искусство определяет эти операции термином совместные операции.

К сожалению, термин совместные операции действовал только в советской военной науке. Он широко применялся в «Основах подготовки и ведения военных действий ВС СССР». При этом определялось, что «совместные операции, являясь составной частью общевойсковых (общефлотских) операций, готовятся и проводятся временно создаваемыми группировками войск (сил), с привлечением части объединений и соединений нескольких видов ВС, родов войск и специальных войск, для выполнения преимущественно однотипных оперативных задач под руководством общевойсковых командований или командования того вида ВС, которому в данной операции будет принадлежать решающая роль». Однако при переходе к основополагающим документам по подготовке и применению Вооруженных Сил в Российской Федерации это понятие уже было утрачено.

Третьего самостоятельного компонента, отражающего формы применения войск и сил в третьей, а в определенных условиях и важнейшей сфере вооруженной борьбы – в воздушно-космическом пространстве – сегодня не существует.

Почему это можно утверждать?

Во-первых, ныне существующие воздушные операции, к которым можно отнести стратегическую воздушно-космическую операцию и воздушные операции на ТВД (в перспективе – ОСК) или воздушные операции на стратегических направлениях, также по сути своей являющиеся совместными операциями, по принятой сегодня в наших Вооруженных Силах системе подготовки операций готовятся и проводятся общевойсковым командующим. Как правило, последние две воздушные операции проводятся в интересах действий именно наземной группировки войск.

Во-вторых, говоря на словах о возрастающей роли воздушно-космической опасности и средств воздушно-космического нападения, фактически в нормативных документах по применению Вооруженных Сил Российской Федерации у объединений ВВС отобрали даже форму их оперативного применения – «операцию».

Создаваемые уже с 2009 г. объединения ВВС – командования ВВС и ПВО – в своем составе будут иметь, как минимум, две бригады ВКО и одну авиационную базу 1-го разряда. Это три тактических соединения (по прежней терминологии и составу – две дивизии ПВО и одна авиационная дивизия), не считая пять–восемь частей родов войск (ЗРВ и авиации) и специальных войск непосредственного подчинения.

Охватывая своими оперативными границами территории двух военных округов, командования ВВС и ПВО по всем критериям оперативного искусства способны и реально могут проводить воздушные операции. Тем более, они будут способны проводить такие операции при наращивании группировки авиации и ПВО частями, прибывающими на усиление из других объединений. И о том, что объединения ВВС – командования ВВС и ПВО и оперативно-стратегическое командование ВКО, – должны иметь основной формой своего оперативного применения «операцию», – сомнений нет. Это доказывается всеми формальными признаками теории военного искусства (рис. 3) и практическими действиями.

И то, что руководить войсками и силами в воздушной операции, а значит планировать и непосредственно управлять ими в ходе операции должен командующий командованием ВВС и ПВО или оперативно-стратегическим командованием ВКО, вроде бы ни у кого не должно вызывать сомнения.

Так почему же воздушными операциями на ТВД, воздушной операцией ОСК или воздушной операцией на стратегическом направлении должен руководить общевойсковой командующий? Это, как минимум, не корректно.

Сначала обратимся к самому термину общевойсковой командующий. В общепринятом понятии, это командующий – одновременно управляющий действиями нескольких родов войск одного и того же вида Вооруженных сил. Напомним, Сухопутные войска включают: мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска ПВО, являющиеся родами войск Сухопутных войск, а также специальные войска (соединения и части: разведывательные, связи, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, технического обеспечения) и тыл.

Почему тогда это не относится к командующему армией, а в будущем – командования ВВС и ПВО и оперативно-стратегического командования ВКО?

У него в подчинении ударная, штурмовая, истребительная, специальная, транспортная авиация, зенитные ра-кетные и радиотехнические войска, части разведки, РЭБ, РХБЗ и инженерные войска и не менее полный перечень специальных войск. ВВС включают: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск Военно-воздушных сил, а также специальные войска (части и подразделения: разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, поисково-спасательного обеспечения, метеорологические, технического обеспечения) и тыл. По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые в своемсоставе имеют бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Таким образом, командующий армией ВВС и ПВО в полной мере может быть отнесен к категории общевойсковых командующих.

Теперь по сути совместных операций (применительно к приморскому театру военных действий).

Общефлотские операции проводятся по решению Генерального штаба или командующего ОСК. Планирует эти операции и руководит всеми силами участвующим в них (непосредственно или оперативно) командующий флотом. Командующие объединениями ВВС и Сухопутных войск действиями своих войск и сил наращивают усилия флота и привносят свой вклад в общую эффективность действий. Заметим, только свою часть в действия сил флота. Основную же роль в операции играют силы флота. Именно этим и определяется критерий руководства в операции.

То же касается и общевойсковых операций, проводимых командующим сухопутной группировкой войск. Именно он планирует эти операции и осуществляет руководство действиями всех войск и сил непосредственно или оперативно ему подчиненных и участвующих в этой операции.

Таким образом, действия в двух сферах вооруженной борьбы организуются под общим руководством и во исполнение решения одного командующего (в данном случае – под общим руководством Генерального штаба или командующего ОСК). Однако планируют эти действия и управляют войсками и силами, принимающими участие в этих операциях, именно специалисты по применению войск и сил на море или на суше, то есть каждый в своей сфере вооруженной борьбы.

А что же происходит с третьей сферой вооруженной борьбы? Сегодня, по совместительству, действиями в ней руководит общевойсковой командующий. Правомерно ли это? Наверное, нет. И доказательств тому более чем достаточно. Вот лишь основные аргументы.

ФАКТЫ

Первый. В годы Великой Отечественной войны было проведено более десятка воздушных операций (рис. 4). Всеми ими руководили авиационные командующие – командующий ВВС РККА или командующие воздушными армиями. Ставка ВГК или командующие войсками фронтов определяли только цель, задачи операции, состав привлекаемых войск и сил, выделяемый ресурс и время проведения операции.

Второй. Вооружившись нашим опытом, оттачивая его теоретически и апробируя в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX-го и начала XXI-го века, вооруженные силы США и НАТО также разделили руководство военными действиями по сферам вооруженной борьбы. Общий замысел ведения военных действий разрабатывает командующий объединенной группировкой войск, а применение и руководство войсками в трех сферах вооруженной борьбы осуществляют соответствующие командующие сухопутным, морским и воздушным компонентом, даже многонациональными группировками.

В армиях США и стран НАТО эта проблема решена, нормативно закреплены в соответствующих документах по применению войск и управлению ими права, обязанности и ответственность должностных лиц.

В соответствии с этими документами командующий объединенной группировкой войск принимает решение не на воздушную операцию, а решение о необходимости проведения такой операции, определив командующему воздушным компонентом цели и задачи операции, объекты поражения, ресурс и время проведения операции. Одновременно он делегирует ему права на планирование применения всех привлекаемых к операции войск и сил и наделяет командующего воздушным компонентом соответствующими полномочиями по управлению, в том числе, и приданными силами и средствами других видов ВС. При этом командующие другими видовыми компонентами сохраняют административное руководство и управление тыловым обеспечением.

Разделом 3 «Управление воздушными операциями» (Доктрина AJP-0L(B)) «Совместное применение группировок войск (сил) ОВС НАТО» определены конкретные обязанности командующего воздушным компонентом, ?а разделом 4 – и права в части планирования и ведения воздушных операций.

В 1992 г. в вооруженных силах США был введен в действие Устав ВВС США (AFM 1-1) «Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США», где определено, что недопустимо руководство авиацией каким–либо другим должностным лицом, кроме специалиста ВВС. В уставе даже особо подчеркнуто, что: «Универсальность ВВС можно легко утратить, если подчинить их наземным войскам», а основными принципами использования ВВС были определены – «централизованные управление и децентрализованное исполнение».

Третий. Во многом горький опыт строительства Вооруженных Сил и оперативной подготовки органов управления и войск в послевоенный период. Функционирование Ставок на направлениях в 1970–80-х гг. (как и Регионального командования в 2006-2007 гг.) подтвердило, что фактически штабы этих органов управления действия войск в воздушных операциях качественно спланировать не могли, не говоря уже о непосредственном управлении войсками и силами в воздушных операциях. Этот вывод был сделан и по результатам исследований на КШВИ военных академий ВВС и в ходе стратегической КШВИ зимой 2007 г. в Военной Академии Генерального штаба.

Четвертый. В зависимости от условий начала проведения воздушной операции и состава привлекаемых войск и сил, Военно-воздушные силы привносят до 70-85% эффективности в достижение цели операции, а, стало быть, решают в ней главные задачи.

Приведенные аргументы однозначно доказывают, что планирование действий войск в воздушной операции и управление непосредственно и оперативно подчиненными на период операции войсками и силами в границах ОСК должно осуществляться командующим командования ВВС и ПВО. Другие командующие (флотом, оперативными командованиями сухопутных войск) должны своими силами участвовать в этой операции, изначально давая командующему командования ВВС и ПВО предложения в замысел воздушной операции по применению своих войск и сил в пределах выделенного ресурса.

В последующем – эти командующие должны осуществлять непосредственное управление своими войсками и силами, действуя по плану операции. Естественно, замысел, решение и план воздушной операции должны согласовываться с начальником штаба ОСК, главнокомандующим ВВС и утверждаться командующим оперативно-стратегическим командованием.

Эти подходы в полной мере могут относиться и к стратегической воздушно-космической операции. Реализуя важнейший принцип строительства ВС – соответствие структуры органов управления формам применения войск, в структуре ВС РФ должен быть и орган управления стратегической воздушно-космической операцией.

В силу своей специфики, в структуре Генерального штаба ВС РФ для планирования применения войск и сил в данной форме стратегических действий ВС нет ни подготовленного оперативного состава, ни слаженного органа управления, ни пункта управления.

Однако (с учетом накопленного за последние годы опыта оперативной подготовки) такой орган в составе Генерального штаба ВС формировать и нецелесообразно. Достаточно делегировать часть функций Генерального штаба Главному командованию ВВС, которое уже обладает соответствующим подготовленным органом (Главный штаб ВВС) и пунктом (ЦКП ВВС) управления с соответствующими системами АСУ для планирования, подготовки и руководства данной стратегической операцией.

Кроме того, именно Главное командование ВВС, организует подготовку, разрабатывает предложения на применение и осуществляет руководство силами воздушных армий Верховного Главного командования – 37 ВА ВГК (СН) и 61 ВА ВГК (ВТА). Силы РТВ ВВС (при централизованном управлении ими со стороны Главного командования ВВС) составляют основу Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации, обеспечивая выполнение задач боевого дежурства по ПВО и контроля порядка использования воздушного пространства в мирное время и наращивания системы разведки воздушного противника в военное время. С ЦКП ВВС осуществляется руководство Объединенной системой ПВО, истребительной авиацией и войсками ПВО государств-участников Содружества Независимых Государств.

Главное командование ВВС одновременно может и должно осуществлять как административное руководство объединениями, соединениями и частями ВВС, так и под общим руководством Генерального штаба, как его элемент, – оперативное руководство войсками и силами, участвующими в стратегической воздушно-космической операции.

Таким образом, придав Главному командованию ВВС некоторые дополнительные функции, не требующие материальных затрат, будет создана четкая структура органов управления при применении Вооруженных Сил в соответствующих формах стратегических действий:

стратегическое развертывание ВС и стратегическая операция ядерных сил – прерогатива Генерального штаба ВС;

стратегическая воздушно-космическая операция – общее руководство – Генеральный штаб ВС РФ; разработка замысла, решения, планирующих документов и непосредственное управление войсками и силами в операции – Главное командование ВВС;

стратегические операции на театрах военных действий – общее руководство – Генеральный штаб ВС РФ; разработка замысла, решения, планирующих документов и непосредственное управление войсками и силами в операциях – соответствующие ОСК.

Одновременно непротиворечивую структуру приобретут формы военных действий в воздушно–космическом пространстве (рис. 5). Воздушная операция на ТВД станет составной частью стратегической воздушно-космической операции и одновременно стратегических действий группировок войск (сил) на ТВД (в границах ОСК).

При возврате в соответствии с Решением Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 г. в состав ВВС войск РКО все основные силы, выполняющие задачи в рамках СВКО (войска и силы ПВО, РКО, ударная авиация), будут непосредственно подчинены одному должностному лицу. Будет реанимирована единая автоматизированная система управления ПВО и РКО.


Руководство силами и средствами в воздушно сфере существенно отличается от особенностей ведения общевойскового боя. Универсальность ВВС можно легко утратить, если подчинить их наземным войскам.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Операция будет планироваться и осуществляться не на принципах взаимодействия разновидовых сил, а более эффективно – на основе непосредственного подчинения.

Силы ПВО, РКО и ударной авиации будут готовиться к выполнению задач и всесторонне обеспечиваться Главным командованием ВВС, и лично главнокомандующий ВВС будет отвечать за результаты их применения.

Таким образом, ходом строительства Вооруженных Сил, оперативной подготовки органов управления и войск, проведенными исследованиями, а также опытом иностранных армий подтверждено, что руководить воздушными операциями, вне зависимости от их масштаба, должен авиационный командующий.

Это и должно найти свое однозначное отражение в новых «Наставлениях по подготовке и ведению военных действий ВС РФ», разрабатываемых для перспективного облика Вооруженных Сил России.

Сергей Аркадьевич ВОЛКОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации, полковник

Опубликовано 1 июня в выпуске № 3 от 2009 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?