Библиотека

Управляемая планирующая бомба с ракетным двигателем hs-29з

Практически одновременно с фирмой «Рейнметалл-Борзиг» свою планирующую бомбу с ракетным двигателем разработала и фирма «Хеншель». Ее вариант бомбы представлял собой нечто вроде небольшого самолета с цилиндрическим фюзеляжем длиной 3,56 м и максимальным диаметром около 0,5 м. В передней части фюзеляжа находилась боевая часть с зарядом взрывчатых веществ, эквивалентным заряду 500 кг авиабомбы.

Хвостовая часть фюзеляжа была занята электрическими приборами и радиоаппаратурой, с помощью которой оператор самолета-носителя мог управлять траекторией полета бомбы после ее сброса. Бомба наводилась на цель визуально, а для улучшения условий наблюдения на ней устанавливались осветительные трассеры.

Система радиоуправления с частотной модуляцией имела специальные соленоиды, посредством которых приводились в движение органы управления на крыльях и хвостовом оперении. Стабилизация осуществлялась гироскопическим устройством «Аскания». Элероны, работавшие от сервомоторов К-30, смонтированных в крыльях на главном трубчатом лонжероне, занимали по площади 1226 кв. см.

Осмотр и регулировка сервомоторов производились через специальные панели в верхней части крыльев. Сами крылья изготавливались из металла и крепились на трубчатом главном лонжероне обычными нервюрами. Размах крыльев достигал 2,9 м.

Обшивка из листового металла была съемной: для внутреннего осмотра бомбы достаточно было лишь вывернуть скреплявшие ее с корпусом винты. Единственный руль высоты имел площадь 1600 кв. см.

Все электрические соединения между бомбой и самолетом ограничивались двенадцатиштырьковым штекером, вставлявшимся в соответствующее гнездо на корпусе снаряда; соединение между снарядом и его двигателем достигалось посредством двухштырькового штекера и гнезда.

В отсеке с радиоаппаратурой по правому борту бомбы рядом с окошком, служившим для настройки радиоаппаратуры на нужную частоту, устанавливался механизм самоликвидации. Энергию для радио- и электроприборов давала аккумуляторная батарея, размещавшаяся позади боевого заряда.

Типовым двигателем планирующей авиабомбы HS-293 служил «холодный» двигатель «Вальтер» 109-507В, работавший на жидком топливе, компонентами которого были окислитель «Т-штоф» и топливо «Z-штоф». Имеются данные, что во время второй мировой войны немцами было изготовлено свыше тысячи таких двигателей.

Для поражения морских целей планирующими бомбами пилотами люфтваффе применялась следующая тактика. Вначале в течение нескольких минут самолет-носитель со снарядом HS-293 обычно совершал круги над обнаруженной группой кораблей и судов; в это время производился выбор цели.

Затем (по достижении самолетом скорости порядка 320 км/ч) бомба сбрасывалась с высоты примерно 900 м. Ракетный двигатель приводился в действие в момент сброса и, работая в течение примерно 12 сек с максимальной тягой порядка 590 кгс, разгонял авиабомбу до скорости, приближавшейся к 600 км/ч. Перед тем как взорваться, она проникала через броню и стальные переборки внутрь атакуемых судов, что приводило к страшным разрушениям.

Впервые бомба HS-293 была применена в 1943 г. в Бискайском заливе и в Средиземном море против десантных судов, обеспечивавших высадку войск союзников в Анцио и Салерно.

Уже тогда она оказалась весьма эффективным оружием, особенно вследствие того, что применение ее было в значительной степени внезапным. Благодаря небольшим размерам и высокой скорости полета бомба HS-293 практически не поддавалась перехвату самолетами-истребителями. Из-за малой лобовой площади бомбы уничтожить ее артиллерийским огнем было также почти невозможно.

Поскольку оператор самолета-носителя мог осуществлять управление бомбой на всем протяжении полета, эффективность ее действия оставалась очень высокой даже в пределах больших расстояний. Правда, радиоуправлению бомбы могли быть созданы помехи, несмотря на все меры помехозащиты, и это, конечно, несколько ухудшало результаты ее применения.

Иногда использовался и другой способ защиты от этих бомб. Так как обычно она выходила на цель на относительно небольшой высоте, то на пути ее движения поверхность моря обстреливалась артиллерийскими снарядами, с тем, чтобы поднимающиеся вверх столбы воды помешали наведению ее на цель.

Однако наиболее действенную защиту кораблей и судов от бомб HS-293 обеспечивали все же истребители, обычно уничтожавшие самолет-носитель или заставлявшие его держаться на значительном удалении от объекта атаки.

На завершающем этапе войны фирма «Хеншель» разработала несколько усовершенствованных образцов управляемых планирующих авиабомб. Из них можно назвать, например, управляемую авиабомбу HS-294. Она была рассчитана таким образом, что могла погружаться в воду на расстояние 60 м от цели и поражать ее как обычная торпеда - ниже ватерлинии.

Скорость полета бомбы, составлявшая при входе в воду около 320 км/ч, в дальнейшем значительно снижалась, благодаря чему скорость встречи с целью у HS-294 была гораздо меньшей, чем у HS-293.

Управляемая бомба HS-294 имела двухкомпонентный жидкостный ракетный двигатель «Вальтера», обладавший точно такими же характеристиками, что и двигатель планирующей авиабомбы HS-293.

В разработке находились еще несколько моделей управляемых бомб класса «воздух-земля». К ним относятся HS-295, HS-296 (с телевизионной системой наведения) и HS-297. Насколько известно, ни одна из этих бомб так и не была запущена в серийное производство.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?