9 ноября, 2013
Межконтинентальная баллистическая ракета a-9/a-10 «америка-ракета»
Принципиальный недостаток ракеты Фау-2 заключался в том, она была выполнена в виде моноблока, движущегося как единое целое в течение всего полета.
В то же время полет ракеты состоял из двух совершенно разных этапов: активного, когда работал двигатель, и пассивного, когда ракета двигалась по баллистической траектории.
На активном этапе были нужны крупногабаритные баки с горючим, но это делало ракету достаточно громоздкой. Чем выше скорость, а она повышалась с увеличением расчетной дальности полета, тем больше становилась нагрузка при входе в плотные слои атмосферы на нисходящей ветви траектории.
Корпус Фау-2 зачастую не выдерживал эти нагрузки, что приводило к многочисленным авариям при испытаниях и потерям боевых ракет. Так что в принципе одноступенчатую ракету Фау-2 было невозможно модернизировать для увеличения дальности полета свыше 1000 км.
По этой причине, когда встал вопрос о создании ракеты, способной достичь территории США, конструкторы Пенемюнде решили сделать ракету двухступенчатой.
Согласно их проекту, в качестве первой ступени, представлявшей собой стартовый ускоритель, должна была использоваться ракета А-10, а вторая ступень состояла из снабженной крыльями ракеты А-9.
Первая ступень должна была обеспечить вертикальный запуск и скорость ракеты примерно 1180 м/с (4250 км/ч).
После выгорания топлива в первой ступени, которое, согласно расчетам, должно было произойти на высоте 24 км, эта ступень автоматически отделялась и опускалась на землю на парашюте.
В момент отделения первой ступени должен был включиться двигатель второй ступени, который разгонял ракету до 2780 м/с (10 000 км/ч) и поднимал ее на высоту около 350 км.
Оказавшись в чрезвычайно разреженной атмосфере, ракета двигалась бы по баллистической траектории, а при входе ее в более плотные слои атмосферы должны были вступить в действие аэродинамические рули, и ракета из пикирующего полета переходила в планирование, опираясь при этом на свои стреловидные крылья.
Весь перелет из Европы в Америку должен был занять не более 35-37 минут.
Принципиальное преимущество двухступенчатой конструкции ракеты заключается в том, что отделившаяся после выполнения своей задачи первая ступень (с ее ставшими ненужными топливными баками, двигателем и оболочкой корпуса) не участвует в полете больше, чем это необходимо, и не является балластом для второй ступени.
Первая ступень А-10 была внушительным сооружением весом 69 т и длиной 20 м. С помощью турбонасосов 52 т топлива (этиловый спирт и жидкий кислород) подавались в двигатель, развивающий колоссальную тягу 200 200 кгс.
Вокруг выходного отверстия сопла двигателя симметрично располагались четыре графитовых газовых руля, обеспечивавших стабилизацию полета.
Управление ими осуществлялось с помощью гироскопов. В верхней части первой ступени имелся узел для стыковки со второй ступенью, а в нижней ее части были смонтированы четыре стабилизатора размахом 9,8 м, которые служили опорой всей ракеты на старте.
Для обеспечения многоразового использования ступени А-10 предполагалось применить специальную систему ее спасения, состоявшую из аэродинамических тормозов и парашюта так называемой самораскрывающейся конструкции площадью 2500 кв. дм.
Конструкция парашюта позволяла открыть его еще в разреженных слоях атмосферы для того, чтобы он работал в качестве плавного тормоза на протяжении многих километров падения первой ступени.
Ракета А-9 - крылатый вариант ракеты А-4 - при общем весе 16,2 т имела длину 14 м. Ее двигатель развивал тягу 25 400 кгс, а вес топлива составлял 11,9 т. Среднюю и нижнюю части ракеты занимали баки с топливом и двигатель, а верхняя часть предназначалась для полезного груза.
В качестве такового рассматривался заряд взрывчатки весом 1000 кг. Для точного наведения ракеты на цель предполагалось использовать радиомаяк, установленный немецкими диверсантами в Нью-Йорке в здании «Эмпайр Стейт Билдинг» и способный за несколько минут работы «притянуть» к себе ракету.
30 ноября 1944 г. для выполнения этой задачи службой безопасности СД подводная лодка U-1230 доставила в Америку двух диверсантов, снабженных специальной радиоаппаратурой, деньгами и оружием.
Однако эта операция, имевшая кодовое обозначение «Эльстер» («Сорока»), провалилась в самом начале, когда диверсанты пытались завербовать в помощники одного из американцев.
Более надежным считался метод наведения ракеты пилотом, находящимся в герметичной кабине носовой части А-9. На высоте примерно 45 км пилот должен был взять управление ракетой А-9 на себя, направить ракету на цель и на безопасной высоте катапультироваться.
После войны находящийся уже на службе у американцев автор этого проекта Вернер фон Браун сообщил и о существовании вполне мирного варианта ракеты А-9/А-10.
Он подразумевал наличие в ракете комфортабельной кабины пилота, убирающегося в полете трехколесного шасси и аэродинамических приспособлений, необходимых для посадки. В этом варианте летчик также брал на себя управление на высоте 45 км и переводил ракету в планирующий полет.
Приближаясь к месту назначения, летчик сбрасывал заостренный обтекатель носовой части, выпускал шасси и садился при посадочной скорости всего около 130 км/ч.
Если рассматривать проект А-9/А-10 с чисто военной точки зрения, то боевая эффективность этого монстра, весящего 86 т, расходующего 64 т топлива и доставляющего к цели заряд в 1 т, представляется сомнительной.
Однако немецкое военно-политическое руководство оценивало проект с точки зрения политики, а не экономической целесообразности или боевой эффективности.
Уже сам факт того, что Нью-Йорк и другие города США не являются более недостижимыми для германских межконтинентальных ракет, оказал бы сильное психологическое воздействие на население США, среди которого сторонники невмешательства в войну на территории Европы и без того составляли значительный процент.
Расчеты, связанные с созданием А-9/А-10, были закончены к октябрю 1942 г. Проектирование ракеты шло исключительно быстрыми темпами, причем конструкторы работали по 10-15 часов в день без выходных.
К январю 1945 г был готов опытный образец этой ракеты, однако до поражения Германии во второй мировой воине оставалось всего несколько месяцев.
По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?