Концепции

Стратегия сервисного обслуживания

Сегодня предприятия промышленности в мониторинге технического состояния вооружения и военной техники практически не участвуют
В настоящее время система технического обеспечения Войск ПВО находится на этапе коренного реформирования, заключающемся в переходе к сервисному обслуживанию ВВТ. Сервисное обслуживание вооружения и военной техники (ВВТ) ПВО осуществляется на основе использования производственного потенциала предприятий промышленности с участием инженерно-технического состава частей и подразделений зенитных ракетных и радиотехнических войск.

Под сервисным обслуживанием понимается комплекс работ (мероприятий) по поддержанию (восстановлению) исправного или работоспособного состояния ВВТ и (или) их ресурсов и сроков службы, проводимых в войсковых и (или) заводских условиях предприятиями промышленности (ремонтными предприятиями, сервисными центрами) в соответствии с государственным контрактом.

Мероприятия сервисного обслуживания включают мониторинг технического состояния ВВТ; техническое диагностирование; техническое обслуживание; замену агрегатов, выработавших ресурсы (сроки службы); доукомплектование ВВТ; оперативное восстановление (текущий ремонт); освидетельствование ВВТ, подлежащих гостехнадзору; заводской (капитальный, средний) ремонт ВВТ и агрегатов, а также капитальный ремонт ВВТ с модернизацией; продление (увеличение) назначенных показателей ресурсов и сроков службы (хранения) ВВТ; формирование обменного фонда за счет приобретения новых агрегатов, а также ремонта агрегатов из воинских частей; обучение личного состава воинских частей правилам эксплуатации ВВТ и выполнению наиболее сложных регулировочных и наладочных (настроечных) операций технического обслуживания и восстановительных (в объеме текущего ремонта) работ на ВВТ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.


Офицер стартовой батареи ставит задачу на техническое обслуживание пусковой установки
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

В части ремонта ВВТ ПВО в 2013 г. и плановый период 2014–2015 гг. предусмотрено выполнение мероприятий сервисного обслуживания ВВТ ПВО во всех частях и подразделениях ПВО (ВКО). В рамках работ по сервисному обслуживанию ВВТ ПВО запланировано провести:

  • мониторинг технического состояния и техническое диагностирование 100% ВВТ, выполняющих задачи боевого дежурства по ПВО;
  • оперативное восстановление (текущий ремонт) 100% средств, выполняющих задачи боевого дежурства по ПВО;
  • капитальные ремонты (в том числе с модернизацией) и доработки на 20% техники ПВО.

В течение 2013 г. планируется переход от существующей системы технического обеспечения к сервисному обслуживанию. С 2014 г. сервисное обслуживание будет осуществляться в полном объеме требований приказа министра обороны РФ от 27.12.2010 г. № 1919, который ввел в действие Временное положение об основах организации сервисного обслуживания ВВТ в ВС РФ.

Требования к предприятиям промышленности по выполнению мероприятий технического обеспечения усложняются:

  • головное предприятие, осуществляющее сервисное обслуживание ВВТ ПВО, должно обеспечить требуемый уровень исправности ВВТ в воинских частях (не менее 95% исправной техники);
  • время восстановления техники не должно превышать трех суток (без учета времени прибытия специалистов и доставки комплектующих и элементов ЗИП).

Выполнение этих требований возможно только при активном участии предприятий промышленности в мониторинге текущего состояния техники и создании ими сети региональных представительств во всех регионах Российской Федерации. В настоящее время предприятия промышленности в мониторинге технического состояния ВВСТ практически не участвуют (на предприятиях имеется информация только об образцах ВВСТ, на которых они проводят работу по оперативному восстановлению либо рекламационную работу) и не имеют региональных представительств.

Система управления техническим обеспечением Войск ПВО на всех уровнях в последние годы находится в состоянии постоянного реформирования. Проводимые изменения характеризуются необоснованным сокращением существующих и незавершенностью формирования и организации функционирования новых управленческих и исполнительных структур.

Структура органов управления войск и промышленности, участвующих в сервисном обслуживании ВВТ ПВО, показана на рисунке 1.


Рисунок 1. Структура органов управления войск и промышленности, участвующих в сервисном обслуживании ВВТ ПВО

Организация сервисного обслуживания ВВТ ПВО и порядок информационного взаимодействия между участниками работ представлены на рисунке 2.

Процесс организации оперативного восстановления ВВТ ПВО в воинских частях бригадами промышленности показан на рисунке 3.

В настоящее время функционирование системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО осложнено рядом серьезных проблем, к основным из которых относятся следующие:

  • неотлаженность процесса взаимодействия между всеми участниками системы формирования договорных документов (государственных контрактов) по реализации сервисного обслуживания и как следствие задержки в финансировании и проведении работ, что приводит к несвоевременному восстановлению ВВТ;
  • отсутствие однозначного закрепления функций центрального довольствующего органа по номенклатуре ВВСТ ПВО. В настоящее время задачи довольствующего органа выполняет ГК ВВС и отдел обеспечения ВВСТ ПВО, сформированный в НИЦ (г. Тверь) 4-го ЦНИИ Минобороны России. Однако до настоящего времени в органах военного управления ВС РФ продолжают происходить организационно-штатные изменения, не позволяющие четко регламентировать выполнение указанных функций;
  • затягивание разработки нормативных документов, регламентирующих вопросы управления техническим обеспечением войск, порядок эксплуатации и ремонта ВВТ с учетом проведенных в ВС РФ реформ и внедрения сервисного обслуживания.

Проведение технического обслуживания и войскового ремонта ВВТ ПВО в настоящее время существенно осложняется проведенным сокращением инженерно-технического состава, непосредственно эксплуатирующего и обслуживающего ВВТ. Полностью сокращены органы войскового ремонта. При этом в войсках находятся на хранении войсковые средства ремонта – ПРБ-300, «Момент-1», «Доктор», «Водичка».


На командном пункте зенитного ракетного дивизиона
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

Однако применение средств войскового ремонта невозможно по причине отсутствия штатных должностей и системы подготовки специалистов. Как следствие для проведения несложного ремонта и технического обслуживания образцов ВВТ неоправданно часто привлекаются силы и средства предприятий промышленности, что вызывает увеличение продолжительности и стоимости восстановления образцов, а также рост «иждивенческих» настроений и снижение уровня знания техники эксплуатирующим личным составом.

Данная проблема становится крайне острой в условиях военного времени, так как до настоящего времени существующей нормативно-правовой документацией не определен порядок осуществления сервисного обслуживания предприятиями промышленности в этих условиях.

Для устранения вышеперечисленных проблем наиболее приоритетными являются следующие мероприятия по совершенствованию системы эксплуатации ВВТ ПВО:

  • однозначное закрепление функций довольствующего органа по номенклатуре ВВСТ ПВО за органом военного управления, отвечающим за боевое применение войск;
  • усиление органов управления специальными видами технического обеспечения Войск ПВО;
  • корректировка нормативных документов по вопросам управления техническим обеспечением Войск ПВО (ВКО);
  • восстановление в целесообразном виде системы войскового ремонта ВВТ ПВО, организация эффективного ее взаимодействия с системой сервисного обслуживания на основе рационального распределения работ между ними;
  • создание системы мониторинга состояния ВВТ ПВО;
  • обоснование вариантов структуры и организации функционирования системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО;
  • создание в рамках системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО центра автоматизированного ситуационного управления сервисным обслуживанием ВВТ и системы территориальных сервисных центров (пунктов, представительств) головного исполнителя работ по сервисному обслуживанию, укомплектование их специалистами и современными ремонтными и диагностическими средствами, формирование оборотных и резервных фондов, страховых запасов ЗИП;
  • совершенствование порядка формирования конкурсной документации и условий заключения государственных контрактов на выполнение работ сервисного обслуживания.

Вариант перспективной структуры системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО (ВКО) показан на рисунке 4.


Рисунок 4. Вариант структуры системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО

Для полноценного внедрения стратегии сервисного обслуживания ВВТ аппаратура и программное обеспечение принимаемых на вооружение образцов должны быть приспособлены к реализации эффективных эксплуатационных, диагностических и ремонтных технологий. Сервисные организации промышленности, технические службы и ремонтно-восстановительные органы (РВО) войск должны иметь необходимое информационное и технологическое оснащение.

Реализующие эффективные ресурсосберегающие технологии средства технического обслуживания и войскового ремонта должны разрабатываться как в мобильном (перевозимом), так и в стационарном исполнении, с вариантной комплектацией для применения в ремонтных органах тактического, оперативного и центрального уровней. Состав и характеристики оборудования конкретных РВО должны максимально соответствовать потребностям эксплуатации и ремонта ВВТ обеспечиваемой группировки войск.

Каждый серийный образец перспективной военной техники ПВО должен иметь автоматизированное рабочее место информационной поддержки эксплуатации. Эксплуатационная и ремонтная документация на образцы ВВТ должна разрабатываться в интерактивной электронной форме и корректироваться по мере накопления опыта эксплуатации изделия.

В качестве примеров успешной реализации современных информационных технологий в сфере эксплуатации ВВТ ПВО можно привести электронный каталог ЗИП для ЗРС С-300ПМУ2 (рис. 5), информационно-справочные системы (ИСС) РЛС 55Ж6М, 12А6, мобильного комплекса диагностики, ремонта и технического обслуживания металлоконструкций антенных систем РЛС 5М79 «Доктор» (рис. 6).

Совершенствование технологической и информационной оснащенности РВО позволит обеспечить целесообразное распределение усилий между предприятиями промышленности и войсками при выполнении технического обслуживания и ремонта современных и перспективных ВВТ ПВО (ВКО), что позволит минимизировать затраты на поддержание требуемого уровня боеготовности парка ВВТ.

Константин Викторович МИРУК
полковник, кандидат военных наук, заместитель начальника управления МТО ГК ВВС
Дмитрий Владимирович КУПРЕЕВ
подполковник, начальник отдела обеспечения ВВСТ ПВО НИЦ (г. Тверь) 4-го ЦНИИ Минобороны России

Опубликовано 10 апреля в выпуске № 2 от 2013 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?