13 ноября, 2013
Зенитная управляемая ракета r-1 «рейнтохтер»
В августе 1943 г. на полигоне вблизи города Либава на Балтике начались испытания зенитной управляемой ракеты R-1 «Рейнтохтер» («дочь Рейна») фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Начав работы над ракетой в 1942 г, конструкторы этой фирмы стремились создать высокоэффективное средство борьбы с четырехмоторными американскими и английскими бомбардировщиками, которые, действуя на больших высотах, практически безнаказанно разрушали немецкие города и промышленные объекты.
Исходя из требования обеспечить большую вертикальную дальность действия ракеты, конструкторы приняли за ее основу двухступенчатую схему с последовательным расположением ступеней.
Первая ступень являлась мощным твердотопливным ускорителем, в изготовленном из листовой стали толщиной 12 мм корпусе которого находились 19 шашек дигликолевого пороха общим весом 245 кг.
Во время запуска ракеты этот двигатель в течение 0,6 секунды развивал тягу порядка 38 000 кгс, обеспечивая ракете скорость в момент отделения первой ступени 300 м/с.
Раскаленные газы выходили через семь сопел, вмонтированных в заднюю стенку первой ступени. Было разработано несколько образцов сопел с различными критическими сечениями, что позволяло менять их в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Имевшие размах 2200 мм четыре стабилизатора первой ступени крепились на корпусе с помощью стальных уголков, а для большей жесткости соединялись между собой стальными планками-раскосами.
После окончания работы стартового двигателя первая ступень отстреливалась с помощью четырех пиропатронов и включался маршевый твердотопливный двигатель второй ступени ракеты.
Этот двигатель также представлял собой набор шашек дигликолевого пороха весом 20 кг и за 10 секунд работы развивал тягу 4100 кгс. Поскольку вторая ступень ракеты была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с передним расположением четырех небольших рулей управления, ее компоновка резко отличалась от компоновки всех остальных германских зенитных ракет.
В верхней части носового отсека непосредственно за неконтактным взрывателем находились серводвигатели рулей управления. Рули управления имели длину 394 мм каждый и хорду, равную в торце 355 мм.
Они могли отклоняться в пределах ±10 град от нулевого положения и обеспечивали высокую управляемость ракеты на всех этапах ее полета. За блоком серводвигателей располагались гироскопы, радиооборудование системы управления, аккумуляторы и блок-генератор высокого напряжения для ламп приемопередатчика.
Корпус носового отсека был изготовлен из легкого сплава и с помощью восемнадцати болтов закреплен на стальном отсеке двигателя. Раскаленные газы порохового двигателя этого отсека выходили через шесть сопел, ввинченных по периметру выпуклого днища отсека.
Сопла располагались под некоторым углом к продольной оси ракеты с тем, чтобы раскаленные газы не повредили хвостовой отсек с размещенной в нем боевой частью весом 150 кг. Боевая часть содержала относительно небольшой заряд взрывчатых веществ (22,6 кг) и 3000 осколочно-зажигательных элементов.
На наружной поверхности отсека двигателя в специальных пазах были закреплены шесть крыльев большого размаха. Крылья имели смешанную конструкцию из дерева и алюминия и представляли собой сердечник из многослойной клееной древесины с алюминиевой обшивкой, соединенных между собой заклепками.
Толщина каждого крыла в торце равнялась 51 мм, но к концу постепенно сужалась до толщины 12,7 мм. Размах крыльев составлял 2650 мм. На одной паре крыльев были установлены трассеры для визуального наблюдения за полетом ракеты, а на другой паре - антенны системы управления.
Ракета «Рейнтохтер» запускалась с передвижной пусковой установки, направляющая которой ориентировалась в сторону цели и устанавливалась под углом примерно 70 град к горизонту.
После взлета и отделения первой ступени включалась радиокомандная система управления, в которой, как и в ракете «Вассерфаль», использовались два следящих радиолокатора, счетно-решающее устройство фирмы «Сименс» и ручка-датчик команд кнюппель.
Разрабатывались варианты применения оптического прицела, спаренного с антенной следящей за ракетой РЛС, а также установка на ракете головки самонаведения и неконтактных взрывателей.
В целом конструкция ракеты была достаточно хорошо отработана, технологична, в ней почти не использовались дефицитные материалы. Для доступа к аппаратуре управления имелись съемные лючки, а использование в качестве топлива пороха обеспечивало ее постоянную готовность к запуску.
Проводившиеся в августе 1943 г. испытания (всего было запущено 34 ракеты) показали высокую эксплуатационную надежность ракеты, однако ее дальность по высоте, составившая 6000 м, и наклонная дальность 12 000 м были признаны недостаточными для борьбы с англо-американскими бомбардировщиками, достигавшими высот 10 000-12 000 м.
Фирме «Рейнметалл-Борзиг» было предложено разработать зенитную ракету с большей дальностью действия. И ею стала R-3 «Рейнтохтер».
По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?