21 ноября, 2013
Управляемая планирующая бомба с ракетным двигателем х-1
В годы гражданской войны в Испании специалисты люфтваффе установили, что наиболее эффективным способом поражения важных малоразмерных целей является бомбометание с пикирования. На начальном этапе второй мировой войны этот метод использовался германскими летчиками с большим успехом, в том числе и при поражении морских целей.
В ходе войны ПВО противника резко усилилась. Например, легкий английский крейсер «Белфаст» при вводе в строй в 1939 г. был вооружен всего восемью 102-мм зенитными орудиями. В ходе войны на нем дополнительно установили восемь счетверенных и девять одноствольных 40-мм автоматических орудий, не считая 20-мм автоматов «Эрликон».
Поэтому люфтваффе вновь пришлось перейти к бомбометанию с горизонтального полета. При этом полеты приходилось выполнять на большой высоте, что отрицательно сказывалось на точности бомбометания.
Выход был найден в создании управляемых планирующих авиабомб с реактивным двигателем, сбрасываемых с самолета-носителя на большой высоте и наводящихся на цель с помощью радиокоманд или команд, передающихся по проводам.
Одним из первых образцов такого оружия стала планирующая бомба Х-1, которая обозначалась также Fritz-x, FX-1400, SD-1400-x и РС-1400-х. Она была разработана фирмой «Рейнметалл-Борзиг» в сотрудничестве с доктором М. Крамером.
От обычной авиабомбы Х-1 отличалась наличием крестообразно расположенных крыльев, установленным в хвостовой части корпуса ракетным двигателем и системой управления. Поскольку бомба была предназначена в первую очередь для поражения боевых кораблей, ее стальной корпус в носовой части имел толщину до 150 мм.
При общей массе бомбы 1600 кг масса боевой части составляла 270 кг. Для подрыва мощного заряда взрывчатых веществ бомба снабжалась взрывателем ударного действия, срабатывающим с некоторой задержкой по времени, что позволяло бомбе проникать в глубь помещений корабля.
Установленный в хвостовой части корпуса твердотопливный ракетный двигатель сообщал бомбе скорость, близкую к сверхзвуковой, благодаря чему она могла проникать сквозь гомогенную корабельную броню толщиной более 140 мм. При использовании против наземных оборонительных сооружений бомба поражала железобетонные укрытия с толщиной сводов до 3 м.
Первые образцы Х-1 управлялись в полете с помощью радиокоманд, передаваемых бортовым самолетным передатчиком вплоть до момента встречи бомбы с целью. Сами приборы радиоуправления представляли собой весьма простые устройства, основанные на применении высокой частоты, которая модулировалась четырьмя или пятью звуковыми частотами.
В приемнике на авиабомбе звуковые частоты подвергались фильтрации и детектированию, а затем использовались для приведения в действие соответствующих реле. Реле управляли спойлерами, установленными на стабилизаторах, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях в хвостовой части корпуса.
Спойлеры вибрировали с частотой 5 Гц, причем при подаче сигналов управления время пребывания спойлера в одном из крайних положений увеличивалось. Как следствие этого, периодически то на одной, то на другой паре стабилизаторов менялось лобовое сопротивление, что в свою очередь приводило к изменению направления полета бомбы. Как указывалось, эта система не требовала больших моментов вращения и токов управления, необходимых для обычных рулей.
После того как союзники научились «забивать» радиокоманды с помощью искусственных радиопомех, на усовершенствованных бомбах применялась проводная линия, состоявшая из стального провода длиной около 10 км и диаметром 0,2 мм, который наматывался на катушки, установленные либо на авиабомбе, либо на самолете. Провод, как правило, покрывался изоляционным окислом.
Сообщалось, что авиабомбу, сброшенную с высоты 7000 м, можно было направить точно в круг диаметром до 1 км, однако при этом было необходимо, чтобы атакующий самолет все время находился над авиабомбой, а это делало его самого отличной целью для наземных средств ПВО.
Войсковые испытания Х-1 проводились с февраля 1942 г. в бассейне Средиземного моря.
Наибольший успех был достигнут 9 сентября 1943 г., когда был потоплен флагман итальянского флота линкор «Рома» и поврежден другой итальянский линкор - «Литторио».
Линкоры шли сдаваться англичанам на остров Мальта и были перехвачены 11 германскими бомбардировщиками Do-217, каждый из которых нес две бомбы Х-1. В линкор «Рома» попали две бомбы: одна пробила его навылет и, взорвавшись под днищем, лишила корабль хода, а вторая поразила палубу в районе второй 380-мм трехорудийной башни и вызвала детонацию погребов боезапаса.
Попавшая в «Литгорио» бомба вывела из строя рулевое управление линкора, однако итальянским морякам удалось устранить повреждение и дойти до Мальты.
Управляемая планирующая бомба Х-1, а также ее усовершенствованные варианты Х-2 и Х-3 достаточно успешно использовались люфтваффе вплоть до окончания войны.
По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?