Библиотека

Неуправляемый реактивный снаряд класса «воздух-воздух» r-4m «оркан»

В отличие от управляемых ракет класса «воздух-воздух», так и не поступивших на вооружение истребительных эскадр люфтваффе, авиационные неуправляемые реактивные снаряды использовались германской авиацией достаточно широко. Работы по созданию таких снарядов фирма «Рейнметалл-Борзиг» начала еще в 1937 г., однако из-за высокого рассеивания (разброса точек падения) снарядов этим проектам не уделялось должное внимание.

Лишь в 1941 г., под впечатлением успешного применения реактивных снарядов советской истребительной и штурмовой авиацией, работы в этой области в Германии были активизированы, но первоначально ограничивались лишь адаптацией снарядов реактивной полевой артиллерии для запуска с легких подкрыльевых пусковых установок.

При этом главной целью для реактивных снарядов считались не наземные войска противника, а английские и американские четырехмоторные бомбардировщики. Первым образцом авиационного неуправляемого реактивного снаряда, принятым на вооружение люфтваффе, являлся модифицированный 210-мм реактивный снаряд WGr-42.

14 октября 1943 г. вооруженные этими снарядами истребители FW-190 нанесли тяжелые потери бомбардировочному соединению союзников, атаковавшему заводы в районе Швайнфурта.

Были разработаны также авиационные пусковые установки для 280- и 320-мм реактивных снарядов полевой артиллерии, однако наибольший успех был достигнут фирмами «Хебер-Остероде» и «ДВМ Любек», создавшими специальный авиационный неуправляемый реактивный снаряд R4M «Оркан» (Orkan - смерч).

Снаряд R-4M имел калибр 55 мм и длину 812 мм. В носовой части его корпуса находились заряд взрывчатых веществ весом 0,4 кг и ударный взрыватель, а в хвостовой - твердотопливный ракетный двигатель.

Особенностью конструкции снаряда было раскрывающееся в полете хвостовое оперение с 8 перьями. В сложенном положении оно вписывалось в калибр снаряда, что позволяло разработать для его запуска достаточно простые трубчатые пусковые установки.

Например, на подкрыльевых узлах подвески реактивного истребителя Ме-262 располагались 24 снаряда R4M, а при размещении пусковых установок в два яруса - 48 снарядов.

Первый случай боевого применения R-4M имел место 18 марта 1945 г., когда шестерка вооруженных ими Me-262 атаковала воздушную армаду союзников в составе 1221 бомбардировщика и 632 истребителей, направлявшихся в сторону Берлина. Пуск снарядов был произведен с весьма значительного расстояния - 2000 м.

Тем не менее, результат превзошел все ожидания - два бомбардировщика рухнули вниз, и еще один был поврежден. При повторной атаке был добит поврежденный бомбардировщик и сбит еще один - разрывом R-4M ему оторвало хвостовое оперение.

Из заказанных в начале 1945 г 25 000 снарядов R-4M части Люфтваффе получили 12 000 единиц, из них в боях было израсходовано всего 2500 снарядов.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?