Библиотека

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

НИКОЛАЙ МОСКВИТЕЛЕВ

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

60 СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТ В АВИАЦИИ

Линия жизни. 60 счастливых лет в авиации/ Н.И. Москвителев. 2 издание, дополненное – Тверь: издательство "Фактор", 2005. – 272 с.

Автор книги воспоминаний – летчик-истребитель-перехватчик, один из учеников А.И. Покрышкина, кандидат военных наук, профессор Академии безопасности, обороны и правопорядка. В мирное время удостоен орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, ряда высоких зарубежных наград. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев десять лет командовал авиацией ПВО страны. В мире авиации он заслужил исключительный авторитет как летчик, руководитель и человек. Читателю представлены яркие картины рискованных полетов, воспоминания о людях великой советской авиационной державы, раздумья автора о закономерностях жизни и работы на земле и в небе. Для широкого круга читателей.

Посвящается летчикам-истребителям

XX-XXI веков

ОТ АВТОРА

Есть четыре океана в мире,

Их водами омыты берега всех стран.

Но наш сильней, заманчивей и шире

Под звездным небом - пятый океан!

Некоторые знатоки утверждают, что профессия – это только часть нашей жизни. С такой теорией я в корне не согласен. Как младенец связан с утробой матери пуповиной, так и настоящего авиатора до конца жизни не отделить от неба, а моряка от моря.

"60 счастливых лет в авиации". В моей судьбе это не громкая фраза, а святая правда и действительность.

Сохранив жизненные силы и оптимизм, которые черпаются в общении с молодыми, не потеряв в душе чувства молодости и в возрасте 77 лет, люблю, умею, а при первой возможности и сейчас летаю! Надеюсь, что мой полет на сложный и высший пилотаж с перегрузкой 5g на спортивном самолете Як-52 25 июля 2003 г. был не последним.

Летчик, особенно истребитель, испытывает наивысшее состояние души, ощущает неземное чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 000 м на скорости, равной двум, трем скоростям звука. Я считаю очень счастливыми те годы, когда был учеником великих рыцарей неба, когда сам учил тех, которые стали впоследствии крупными авиационными руководителями, когда принимал самое активное участие в создании, испытаниях и внедрении в войска новейшей техники, когда общался и работал с крупнейшими учеными, летчиками-испытателями СССР, России и всех ведущих авиационных стран мира.

Тут, друзья мои, не до старости. А ведь старость, на мой взгляд, это нечто гораздо больше, чем седые волосы и мысли о том, что наше время прошло. Настоящее зло в старости – это не слабость тела, а равнодушие и безразличие души.

Считается, что смена поколений происходит через 20 лет. Если это так, то я прошел через три поколения.

Первое: 1943–1960 годы. Поколение молодых морских летчиков-истребителей, сражавшихся и победивших в воздушных боях численно и качественно превосходящего противника на винтомоторных самолетах.

За четыре года войны с Германией летчики-истребители ВМФ сбили в небе 3809 самолетов противника, из них летчики-балтийцы сбили 2000 самолетов. Вот у этих летчиков Балтики в первые послевоенные года я учился и рос.

Второе: 1960–1990 годы. Поколение молодых летчиков-перехватчиков ПВО, оседлавших грозную сверхзвуковую технику, днем и ночью охранявших небо Родины. В боевом самолете ИА ПВО было более 100 иап, которые днем и ночью несли боевое дежурство в любую погоду, предотвращая всякие нарушения воздушных границ СССР от Балтики до Курильских островов по долготе и от Новой Земли до Чукотки по широте до границ Ирана, Афганистана и Китая.

Ежегодно боевые полки пополнялись молодыми летчиками–выпускниками Армавирского и Ставропольского высших училищ на боевых МиГ-23 и Су-15 по 350– 400 человек. Авиационных инженеров готовили в Даугавпилсском высшем инженерном училище с выпуском до 600 человек в год. Кроме того, в четырех центрах (полигонах) боевой подготовки и боевого применения – Савастлейка, Астрахань, Красноводск, Сарышаган проводились реальные боевые стрельбы во взаимодействии с ЗРВ по различным воздушным мишеням днем и ночью.

Третье: 1990–2004 годы. Поколение летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова, ОКБ им. П.О. Сухого, ОКБ им. А.И. Микояна, ОКБ им. А.С. Яковлева. Это летная элита молодых и опытных рыцарей неба, до фанатизма преданных своему делу и Родине.

Конечно, мои воспоминания не претендуют ни на полный охват событий, участником которых мне довелось быть, ни на исчерпывающую глубину их анализа. Не могу я здесь не только поблагодарить, но даже перечислить тысячи и тысячи людей, с которыми вместе работал и рос.

Главное качество летчиков – не казаться правдивым и честным, а быть таким. В этой книге я постарался показать это качество большинства моих коллег.

Выражаю сердечную благодарность за помощь в издании книги моим друзьям и соратникам: Хазбулатову Хамзату Хамидовичу, Красковскому Вольтеру Макаровичу, Андрееву Владимиру Ивановичу, Царькову Владимиру Георгиевичу, Цибизову Владимиру Ивановичу, Колупаеву Геннадию Васильевичу, Ферафонтову Виктору Васильевичу, Негоде Владимиру Владимировичу и дорогой Валентине Алексеевне Беловой.






























ПРИЛОЖЕНИЯ





















Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?