Библиотека

Баллистическая ракета дальнего действия а-4b

В результате состоявшейся в июне 1944 г. высадки англо-американских войск в Нормандии и их успешного продвижения на восток немецкое командование было вынуждено передислоцировать ракетные дивизионы Фау-2 подальше от линии фронта. При этом существенно увеличилось расстояние до главной цели ракетных ударов - Лондона. Понимая, что недалеко то время, когда дальность Фау-2 окажется недостаточной, конструкторы в Пенемюнде начали разработку проекта А-4b, предусматривавшего увеличение дальности полета ракеты Фау-2 путем установки крыльев.

Идея этого проекта заключалась в том, что снабженная крыльями ракета А-4b будет запущена вверх вертикально, как и Фау-2, а затем примет угол набора высоты, равный примерно 45 град.

После прекращения работы двигателя (через 60-67 секунд) ракета должна была двигаться по баллистической траектории, при этом, вследствие большого разрежения атмосферы, на высоте полета порядка 100 км крылья ракеты остаются в бездействии.

Затем на нисходящей ветви траектории по мере возрастания плотности воздуха ракета во все большей степени должна была превращаться в самолет-снаряд, совершающий полет на сверхзвуковой или высокой дозвуковой скорости.

Расчеты показывали, что таким образом дальность полета могла быть увеличена до 600 км. Время полета на максимальную дальность должно было составить 17 минут.

Конструкторская документация на ракету А-4b была готова в начале октября 1944 г., а 24 октября было выдано задание на изготовление первых пяти ракет этого типа.

Ракета А-4b представляла собой модифицированную ракету Фау-2, к которой были пристыкованы стреловидные крылья с размахом 6 м и общей площадью 13,5 кв. м. Угол стреловидности крыльев по передней кромке составлял 52 град.

Для запуска А-4b мог использоваться тот же комплекс оборудования, что и для запуска Фау-2.

Состоявшаяся 27 декабря 1944 г. первая попытка запуска А-4b оказалась неудачной - отказал двигатель. Неудачной была и вторая попытка, и лишь третий запуск завершился относительно успешно.

Ракета подчинялась управлению и поднималась по заданной траектории лишь до тех пор, пока работал двигатель. После выключения двигателя ракета, двигаясь по баллистической траектории, начала беспорядочно кувыркаться. Такое поведение ракеты не было неожиданным - после остановки двигателя установленные внутри сопла в струе продуктов сгорания газовые рули перестали работать, а разреженная атмосфера сделала управление полетом с помощью аэродинамических рулей невозможным.

Очутившись в более плотных слоях атмосферы, ракета смогла восстановить правильный режим полета, однако повреждение крыла в самом начале планирующего полета не позволило достичь заданной дальности полета.

В целях повышения устойчивости полета ракеты в режиме планирования проект А-4b был передан Научно-исследовательскому авиационному институту в Фолкенроде для детального аэродинамического изучения и определения конфигурации крыла с наименьшим перемещением центра давления на всех скоростях полета.

В начале 1945 г. макет ракеты проходил испытания в аэродинамической трубе института, однако в связи с окончанием войны работы над проектом прекратились.

Здесь следует отметить, что наряду с ракетами А-1, А-2, А-3, А-4, А-4b и А-5 в Пенемюнде были разработаны ракеты А-6 с ракетным топливом нового типа, А-7 - снабженная крыльями модификация опытной ракеты А-5, а также А-8, в которой в качестве топлива использовалась комбинация азотной кислоты и так называемого «газового масла» (бензин).

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?