Библиотека

Баллистическая ракета дальнего действия а-4 (фау-2)

Толчком к началу разработки ракетного оружия, приведшей к созданию баллистической ракеты А-4 (Фау-2), послужил секретный приказ министра рейхсвера, отданный в 1929 г. начальнику отдела баллистики и боеприпасов Управления вооружений: начать опыты с целью изучения возможности применения ракетного двигателя в военных целях. Уже тогда некоторые генералы видели в ракетах дальнего действия идеальное средство для ударов по стратегическим объектам противника и доставки химического оружия.

С 1932 г. исследования по баллистическим ракетам были сконцентрированы в относившейся к Управлению вооружений экспериментальной лаборатории под руководством Вальтера Дорнбергера. В состав сотрудников этой лаборатории входил и ставший впоследствии знаменитым Вернер фон Браун.

Лаборатория работала весьма успешно, и уже в 1933 г. была собрана первая баллистическая ракета с жидкостно-реактивным двигателем, получившая обозначение «Агрегат-1», или А-1. Она имела стартовый вес 150 кг, длину 1400 мм и диаметр 300 мм. Работавший на жидком топливе (жидкий кислород и этиловый спирт) ракетный двигатель развивал тягу 295 кгс. Несколько позже появился и усовершенствованный вариант этой ракеты - «Агрегат-2» (А-2).

В марте 1936 г. лабораторию посетил главнокомандующий сухопутными войсками Германии генерал Фрич. Ознакомившись с результатами опытных пусков, он распорядился начать разработку фантастического по тем временам проекта баллистической ракеты, способной доставить боевой заряд весом 1 т на дальность 275 км.

Так как проведение пробных пусков таких ракет в районе Куммерсдорфа, где располагалась лаборатория, было невозможно, испытания и разработку перенесли на остров Узедом вблизи побережья Балтийского моря. Недалеко от деревни Пенемюнде было решено создать Армейскую экспериментальную станцию. В сущности, это был первый в мире ракетный исследовательский центр, способный разрабатывать и испытывать управляемые ракеты всех классов.

Первая созданная в Пенемюнде ракета А-3 имела неудачную конструкцию. Она представляла собой реактивный снаряд длиной 7620 мм и диаметром 762 мм. При стартовом весе 750 кг вес топлива составлял 450 кг, двигатель ракеты в течение 41 секунды развивал тягу 1500 кгс.

А-3 имела систему автоматического управления с помощью газовых рулей и должна была запускаться вертикально вверх. Однако проведенные в аэродинамической трубе испытания выявили плохую устойчивость ракеты при полете на сверхзвуковых скоростях.

Поэтому было принято решение создать новую ракету А-5, использовав двигатель А-3 и новую систему автоматического управления с помощью графитовых рулей, установленных в струе реактивных газов.

При несколько меньшей, чем у А-3, длине (5825 мм) новая ракета А-5 имела увеличенный до 700 мм диаметр, размах плоскостей стабилизатора возрос до 1330 мм. С 1938 по 1942 г. было запущено несколько сотен этих ракет.

В марте 1939 г. на стендовых испытаниях двигателя ракеты А-5 в Куммерсдорфе присутствовал сам Гитлер. Рев двигателя произвел на него сильное впечатление, и он, пообещав Вернеру фон Брауну всю необходимую финансовую поддержку, поручил ему создать на базе А-5 боевую ракету дальнего действия. Так началась история ракеты А-4, ставшей впоследствии известной во всем мире под названием Фау-2 (V-2).

Работы по созданию А-4 в основном завершились к июню 1942 г. Как и все предшествовавшие ей ракеты серии А, по форме она напоминала огромный артиллерийский снаряд, снабженный четырьмя взаимно перпендикулярными стабилизаторами. Ее общая длина составляла 14 300 мм, максимальный диаметр корпуса равнялся 1650 мм, а стартовый вес достигал 12,7 т и складывался из веса боевого заряда (980 кг), топлива (8760 кг) и конструкции вместе с силовыми установками (3060 кг). Ракета состояла из более чем 30 тыс. деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

Дальность действия ракеты составляла от 290 до 305 км, хотя некоторые опытные образцы были способны преодолеть расстояние в 355 км. Траектория полета представляла собой параболу с высотой подъема, составлявшей примерно четверть дальности действия. Общее время полета равнялось примерно 5 минутам, при этом скорость полета на отдельных участках траектории превышала 1500 м/с.

Для запуска ракеты предусматривалось использовать так называемые защищенные стартовые позиции и стартовые позиции полевого типа.

Защищенные стартовые позиции сооружались в предместьях французских городов Ваттон, Визерне и Соттеваст. Они были выполнены по всем правилам фортификационной науки и представляли собой бункер, покрытый бетонированным куполом.

Ракета на железнодорожной платформе поступала в бункер с одного выхода, заправлялась и обслуживалась, устанавливалась на пусковую тележку и через другой выход подавалась на стартовый стол, представлявший собой четырехугольную бетонированную площадку с конусом посередине (диаметр конуса около 5 м). Внутри бункера находились казармы для личного состава, а также кухня и медпункт.

Оборудование этой позиции позволяло производить до 54 запусков Фау-2 в сутки.

В качестве позиции полевого типа в принципе мог использоваться любой ровный участок местности, на котором устанавливался пусковой стол. Горизонтирование стола осуществлялось домкратами, а все оборудование пускового комплекса размещалось на автомобилях и тягачах. В качестве машин управления запусками использовались модифицированные бронетранспортеры.

Подвижный пусковой комплекс отличался высокой тактической мобильностью. Благодаря тому, что стартовые позиции постоянно менялись, они были практически неуязвимы для налетов авиации. За полгода боевых действий, несмотря на 30-кратное превосходство союзников в воздухе и интенсивные бомбардировки, ни одна Фау-2 не была уничтожена на старте.

Наиболее интересным с технической, точки зрения являлся проект транспортировки ракеты по морю в подводном положении в транспортно-пусковом контейнере с последующим пуском ракеты из него, причем буксировка контейнера должна была осуществляться подводной лодкой. Проект был разработан более основательно по сравнению с другими аналогичными проектами рассматриваемого периода.

К середине 1944 г. уже была подготовлена техническая документация для проведения испытаний контейнера. Контракт на производство трех контейнеров был заключен в декабре 1944 г. Планировалось, что их строительство начнется в марте 1945 г.

Крупносерийный выпуск Фау-2 осуществлялся на предприятиях подземного промышленного узла «Миттельверк», построенного в шахтах по добыче гипса вблизи города Нордхаузен. Согласно подготовленной Министерством вооружений Германии программе предусматривалось изготовление 12 000 ракет Фау-2. До апреля 1945 г., когда на территорию промышленного узла вступили американские войска, было произведено 5940 ракет, причем иногда их ежемесячный выпуск достигал 600-690 единиц. Еще 238 ракет было изготовлено в Пенемюнде. Вместе с 80 серийными ракетами, построенными на заводе «Миттельверк», они использовались для пробных запусков.

Для проведения боевых пусков формировались специальные ракетные части. Первой в июле 1943 г. появилась 444-я экспериментальная и учебная батарея, укомплектованная в основном служащими центра в Пенемюнде.

Кроме проведения полевых испытаний ракет, в этой батарее проводилось интенсивное обучение кадров вновь создаваемых ракетных войск Германии. Первого декабря 1943 г. была подписана директива о формировании первого соединения ракетных войск - 65-го армейского корпуса специального назначения. В его состав вошли 155-й зенитный полк (Фау-1), 91-е артиллерийское командование (Фау-2), включавшее один стационарный, два подвижных дивизиона и отдельную батарею войск СС, а также подразделение сверхдальнобойной артиллерии (Фау-3), которое так и не было создано.

Корпусу были оперативно подчинены два авиационных истребительных полка, предназначенных для прикрытия стартовых позиций с воздуха, геодезический батальон СС, который определял точность ракетных ударов и корректировал стрельбу, и дивизион тяжелых орудий на железнодорожных платформах, использовавшийся для маскировки позиций и подъездных путей.

Перед корпусом была поставлена задача: нанесением ракетных ударов по Лондону заставить Англию заключить мирное соглашение. Для ее выполнения в конце августа 1944 г. 65-й корпус начал операцию «Пингвин».

Ракетные подразделения Фау-2, насчитывавшие до 6 тысяч солдат и офицеров и до 1,6 тысячи различных машин, выдвинулись из мест постоянного базирования в районы проведения боевых пусков. Уже вечером 8 сентября лондонский район Чизвик содрогнулся от удара первой Фау-2, достигшей Британских островов.

Ракетное наступление продолжалось с 8 сентября 1944 г. по 23 марта 1945 г, когда 902-й ракетно-артиллерийский полк нанес последний ракетный удар по Антверпену.

За этот период времени было запущено 1269 Фау-2 по Англии (1225 - по Лондону, 43 - по Норвигу и 1 - по Ипсвичу) и 1739 по целям на континенте (из них 1593 - по Антверпену и 27 - по Лютгиху).

По официальным английским данным, на территории Англии целей достигли 1054 Фау-2, жертвами которых стали 9277 человек (2754 убитых и 6523 тяжелораненых).

В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, которые наряду с Фау-1 стали причиной гибели 6448 человек. Число раненых и пропавших без вести составило 23 368.

При всей тяжести людских и материальных потерь, понесенных англо-американскими союзниками от ударов ракетного оружия, это был не тот результат, на который рассчитывало руководство Германии.

Поставить Англию на колени массированным применением ракетного оружия не удалось.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?